Дистанционная Обучающая Олимпиада по Географии 2003
Конкурсный тур: вопросы.
Здравствуйте, дорогие друзья!
Ох, уж эти непоседы, бродят-бродят, покоя не дают. Понакидали камней. Добрые какие. Неужто, все такими там наверху становятся. Глядишь, с ними можно будет вести дела. А то все кто-то приходит да приходит, пропадают каменья да пропадают. Хоть теперь-то стали возвращаться.
Эх, тяжела жизнь старого больного гнома. Ни в шахтах повозиться, ни побродить по свету. Одна радость, гномята в покое не оставляют. Где был, да что делал: Но не все им вопросы задавать. Есть вопросы и для них и для Вас.
I. Рельеф планеты
1. Наверное, даже вам известно, что мы, гномы, предпочитаем для жизни горные области (не надо объяснять, почему, а?). А вот на любимые хоббитами холмистые участки мы забредаем лишь изредка. А что вы можете назвать общего у гор и холмов и какие отличия между ними (кроме гномьих пристрастий)? Попробуйте перечислить общие черты и отличия и привести примеры.
2. Как и у Вас там наверху, и у гномов есть средства связи. И вот один мой знакомый гном с очень Дальнего Востока рассказывал, что берега Тихого океана гористы (а чтобы он там иначе делал?), а берега арктических морей плоские, низменные. А вот почему они такие разные - не знает. Может быть, Вы объясните?
3. Горные районы занимают значительные площади на планете и играют большую роль в жизни как гномов, так и человека (что уж с настырными делать). А каковы должны быть, с Вашей точки зрения, правила хозяйственного освоения горных районов. Проиллюстрируйте это конкретным примером.
4. Во всех доступных нам в пещере-читальне справочниках написано, что некий Большой Барьерный риф в далекой Австралии является самой мощной постройкой, выполненной кораллами. Его объем превышает объем всех построек мира, созданных человеком (естественно, куда ему против природы!), а высота достигает 1200-1400 м. Но, наверняка и вы книжки читаете, а значит, знаете, что колониальные кораллы могут существовать лишь на незначительных глубинах. Попробуйте объяснить причины образования столь мощных рифов.
5. Как я понял, топочутся над нашими головами да по нашим пещерам недоросли из разных краев и окраин (центр-то здесь, у нас, под землей! И Хозяйка здесь, а значит там наверху сплошная безхозяйственность). Ну и есть, конечно, команды с Кольского полуострова и со Среднерусской возвышенности. А значит, могут нам они сказать, где сильнее выражено оврагообразование - на Кольском полуострове или на Среднерусской возвышенности и объяснить причины этого? Да и другие команды могут ответить на этот вопрос.
6. Говорят, что у человеческих учеников есть какие-то к-а-н-и-к-у-л-ы, когда они не ходят в школу, не учатся, а наоборот, катаясь с горок, вытряхивают из себя те крупицы знаний, которые в них каким-то образом попали. Хотя, по-нашему, по-гномьи, "отдых - это смена деятельности". Так вот, вместо того, чтобы очерчивать собою "все неровности земной поверхности, отличающиеся возрастом, размерами и происхождением", попробуйте вычертить профиль рельефа местности вдоль проселочной дороги, показанной на рисунке - см. вложенный файл ris_konkurs_1.gif (гномята чертят углем на стенах, ну, а вы уж - как привыкли, или как научили).
Если на этом же чертеже построить профиль водораздельной линии, будут ли они совпадать? Продемонстрируйте это графически.

II. Земная кора. Стихии литосферы.
7. Как известно, жизнь гномья - не сахар: То пещеры-туннели ремонтировать надо, то печи-вулканы выходят из под контроля старейшин. Правда, у наших старейших есть приметы, по которым можно определить, когда можно спокойно работать, а когда лучше отойти и посмотреть на происходящее издалека. А вот, если бы вы были вулканологами, то по каким признакам вы догадались бы о приближающемся извержении вулкана?
8. А вот забайкальские гномы рассказывают, что у них достаточно часто наблюдаются землетрясения, но, однако, нет действующих вулканов. Почему?
9. Недавно в дальней пещере попался мне один древний фолиант, называется "Путешествие к центру Земли". Вы-то такие, наверное, уже не читаете. Хотя может быть и правильно - ЖЮЛЬ ВЕРНо ее написал. Так вот Вам фрагмент из этой книги, в котором представлена лекция о внутреннем строении Земли, прочитанная профессором О. Лидденброком в мае 186...г.
"...Итак, всем известно, что земной радиус составляет 6000 км. Достоверно известно также, что Земля состоит из земной коры и ядра. Нижняя граница земной коры достигает 40 км.
О,- как много горных пород слагает земную кору! 600 горных пород известно геологической науке! Все они классифицируются по трем разделам: горючие, металлические, камнеподобные. Это ли не подлинное удовольствие для каждого геолога по внешнему виду, твердости, запаху и вкусу определить каждую из них.
Итак, сначала земная кора, но ни вы, мои любезные слушатели, ни кто другой не знает достоверно, что происходит внутри земного шара. Говоря о внутреннем строении Земли, мы вступаем в область предположений. Так, ряд ученых считает, что с глубиной температура земной коры поднимается приблизительно на 10°С через каждые 200 м.
Но тогда все вещества в центре Земли окажутся в газообразном или в раскаленно-расплавленном состоянии. И тогда земная кора разорвалась бы, как под давлением пара взрывается котел. Ядро Земли не сможет быть огненно-жидким. Да, да, да! Жар не может сосредотачиваться на больших глубинах. Разве не известно, что число действующих вулканов сокращается. Земля была раскалена с поверхности, а не наоборот".
Проанализируйте приведенный текст. Как изменилось представление о размерах, внутреннем строении Земли и происходящих в ней явлениях со времени Лидденброка до наших (ваших) дней? Обоснуйте свою точку зрения.
10. Большой друг гномов (были и есть такие, хотя, может быть, они себя такими и не ощущают) В.И. Вернадский назвал земную кору областью былых биосфер. Почему он так сказал? Приведите примеры, подтверждающие это высказывание.
III. Человек и литосфера.
Настырные человеки не оставляют поверхность Земли в покое. То там дырку сделают, то сям, то здесь дорогу проведут, то там. А о том, что будет дальше, кто думать будет? Может быть, Вы попробуете себя в роли современных геологов и современных строителей? (Современных - т.е. учитывающих все последствия своего вмешательства в природу).
11. Представьте, что вы нашли крупное месторождение нефти. Какие условия будут влиять на эксплуатацию месторождения, чем обусловлена его рентабельность?
12. На рисунке схематически изображен участок территории, через которую прокладывают трубопровод.

С какими трудностями, вызванными особенностями природных условий территории, пришлось бы столкнуться Вам (строителям) на этом участке, если бы он находился:
- в тундре;
- в аридной полупустынной и пустынной зонах?
К каким негативным экологическим последствиям может привести строительство в каждом из этих случаев и можно ли их избежать?
Перед ответом на вопросы, прочтите внимательно инструкцию к конкурсному туру.
|