Дистанционная Обучающая Олимпиада по Географии 2003
Сборник статей научно-практического семинара "Методика преподавания темы "Литосфера и рельеф"
От кого: Якубова Рушана Михайловна, методист по географии ОМЦ СЗУО, ведущий семинара ДООГ-2003
Тема: Как работать по углублению понятия о физических явлениях на примере темы "Горные породы"
Дата: 30 декабря 2002
Я хочу вам предложить из книги Г.Е. Ковалевой "Методика формирования и развития природоведческих понятий в четвертом классе" (Ленинград, 1975 год, ЛГПИ им. Герцена) материал как работать по углублению понятия о физических явлениях на примере темы "Горные породы".
Этот материал сама апробировала на уроке по теме "Горные породы". В этой книге достаточно много материала, который можно было бы использовать на уроках, если вы ее найдете, она будет вашей настольной книгой по методике формирования и развития природоведческих понятий.
Понятие о физических явлениях развивается при изучении разрушения гранита.
Для объяснения причин этого явления предлагают учащимся вспомнить, что происходит с твердыми, жидкими и газообразными телами при нагрева-нии и охлаждении их. Затем ставят перед ними вопрос-за-дачу: что произойдет с гранитом, если его нагреть? Для опыта предлагают в течение 5-7 мин накаливать на спиртовке ку-сок гранита, держа его пинцетом, а затем опустить его в хо-лодную воду. Повторить прокаливание и охлаждение три раза. "Что произошло? Почему?", ставим вопрос.
Выяснив причины разрушения гранита в опыте, с помощью таблицы объясняют процессы разрушения гранита в природе под влиянием различных естественных факторов (воды, ветра, солнца) и формируют понятие о выветривании горных пород, в том числе и гранита; образовании обломочных пород: щебня, гальки, гравия, песка и глины.
На раздаточном материале изучаются свойства песка - величина песчинок, цвета различных сортов песка, сыпучесть, нерастворимость в воде, хорошая водонепроницаемость. Показываются различные сорта песка. В таком же порядке изучаются особенности и свойства глины (величина частиц, цвета различных сортов глины, твердость сухой и пластич-ность сырой глины, плохая водопроницаемость).
Но углубление знаний может идти не только с помощью постановки опытов и изучения раздаточного материала. Учащимся можно предлагать и вопросы, побуждающие устанавливать определенные связи, например: как следует понимать процесс выветривания горных пород в природе; что образуется из гранита; какова причина естественного разрушения гранита; какие бывают обломочные горные породы и почему они так называются; какое значение в народном хозяйстве имеют обломочные горные породы?
Понятия о выветривании и об обломочных горных породах, сформированные таким образом, довольно устойчивы и могут использоваться на практике. Если бы каждый из нас (учителей) постоянно работал над методикой формирования понятий, умело выстраивал определенную логическую последовательность их формирования, то это способствовало бы глубокому освоению новых знаний учащимися.
К списку статей...
|