Дистанционная Обучающая Олимпиада по Географии 2003 Зайчиха Аля - символ ДООГ

Сборник статей научно-практического семинара
"Методика преподавания темы "Литосфера и рельеф"

От кого: Чернухина Татьяна Григорьевна, учитель географии школы 1939 г. Москва, ведущий семинара ДООГ-2003
Тема: О работе с мультимедиаучебником при изучении темы "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России".
Дата: 5 января 2003

Уважаемые коллеги, учителя географии!

Методика преподавания темы "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России" в курсе 8 класса уже достаточно прописана в методической литературе: список геономенклатуры, цели, задачи каждого урока.

Достижение этих целей и задач может быть осуществлено различными способами. Хорошим подспорьем и для учителя и для детей стали электронные учебники (ЭУ), выпущенные Республиканским мультимедиа центром. В них масса иллюстративного, справочного, дидактического материала как для использования на уроке, так и в самостоятельной работе учащихся. Их использование на уроке требует детальной проработки и выборки именно тех фрагментов, которые соответствуют поставленной теме.

В прошлом году появился ЭУ для 8 класса. Мне бы хотелось бы поделиться опытом использования его в демонстрационном режиме при изучении темы "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России" на каждом уроке. Дикторский текст на уроке лучше отключить, т.к. слово учителя более весомо. Использовать ЭУ можно в комплексе с любым печатным учебником и атласом.

Урок 1. Главные особенности рельефа России и строение земной коры.

Изучая размещение крупных форм рельефа, активизируем пункт "Рельеф". На рельефной карте более подробно можно рассмотреть отдельные районы и нанести на контурную карту крупные формы рельефа из перечня геономенклатуры. Иллюстрации - слайды различных форм рельефа.

При изучении связи рельефа с тектоническим строением, активизируем пункт "Строение земной коры". Появляется тектоническая карта. Чтобы показать, как происходило формирование современного строения земной коры, активизируем пункт "Образование складчатых областей", там есть фрагмент "Современные литосферные плиты", а образование складчатых областей на границах литосферных плит показывает анимационный фрагмент, выделенный значком кинокамеры.

Активизируя пункт "Эволюция континентальной земной коры" можно проследить, как изменялось в геологическом прошлом положение литосферных плит с помощью анимационного фрагмента, а эволюцию рельефа, раскрыв фрагмент "Этапы эволюции земной коры".

В конце урока можно предложить кому-либо из учащихся вы полнить практическое задание 1, "поставить на место" крупные формы рельефа России, и задание 2 по тектоническим структурам.

Урок 2. Геологическое летосчисление.

Знакомясь с геохронологической таблицей, выводим ее в пункте "Образование складчатых областей". Используя тектоническую и физическую карты, учащиеся устанавливают возраст образования основных форм рельефа России. В пункте "Эволюция континентальной земной коры", прокрутив вручную фрагмент "Движение литосферных плит" - сделать акцент на основных этапах горообразования. Фрагмент "Модель развития Западной Сибири" дает представление об отличительных особенностях формирования молодой плиты от древней платформы. К этому фрагменту можно вернуться при изучении региона подробнее.

В конце урока для закрепления материала можно выполнить практическое задание 3, составить модели различных по возрасту участков земной коры. Практическое задание 4 задумано на соотнесение форм рельефа и времени их образования, но оно не работает, поэтому можно предложить выполнить его устно в виде блиц-опроса.

Урок 3. Горы складчатых областей. Платформенные равнины.

Из предыдущих уроков учащиеся знают соответствие крупных форм рельефа основным тектоническим структурам. Горы различаются возрастом и строением. Здесь можно начать изложение с демонстрации анимационного фрагмента "Образование складчатых областей", а затем рассмотреть их эволюцию и преобразование складчатых гор в мелкосопочник, молодую платформу или складчато-глыбовые горы (пункт "Эволюция континентальной земной коры").

В пункте "Строение земной коры" можно вывести и сравнить геологические профили горных областей: Сахалина, Верхоянской складчатой области, Урала и Алтая. Более подробно к этим моментам можно вернуться при изучении соответствующих регионов России.

Равнины также различаются по высоте, происхождению и строению. Различия в строении древних Восточо-Европейкой и Сибирской платформ видны на геологических профилях.

Интересен также анимационный фрагмент об образовании траппов на Сибирской платформе. Совсем иное строение и возраст имеет Западно-Сибирская плита, это видно на профиле и в "Модели развития Западной Сибири" (пункт "Эволюция континентальной земной коры").

Урок 4. Полезные ископаемые России.

При изучении полезных ископаемых, активизируем пункт "Человек и литосфера". Фрагмент "Энергетические минеральные ресурсы" дает представление о положении основных бассейнов каменного и бурого угля и нефтегазоносных провинций.

Фрагмент "Минеральные ресурсы" позволяет вывести на карту по отдельности различные виды полезных ископаемых, сделав акцент на особенностях их происхождения и залегания и не перегружая при этом карту.

Галерея слайдов дает представление о внешнем облике некоторых минералов. Оживит урок видеофрагмент об Ильменском заповеднике - кладовой Хозяйки Медной горы. Затем можно вернуться к пункту "Строение земной коры" и по геологическим профилям посмотреть, какие полезные ископаемые характерны для различных тектонических структур.

В конце урока можно выполнить практическое задание 6, расположить полезные ископаемые в соответствии с их происхождением и строением земной коры.

Урок 5. Внутренние процессы, формирующие рельеф и связанные с ними стихийные явления.

При изучении данной темы активизируем пункт "Внутренние силы, изменяющие рельеф". По карте неотектонических движений можно видеть области поднятий и опусканий, как по России, так и более подробно "Современные вертикальные движения в Восточной Европе".

Анимационный сюжет "Вертикальные движения и крупнейшие формы рельефа" дает представление о динамике процессов и развитии форм рельефа.

В пункте "Стихийные явления" остановимся на фрагментах "Землетрясения" (дана карта районов землетрясений, шкала Рихтера, слайды, показывающие последствия землетрясений) и "Вулканизм" (карта районов активного вулканизма в России, слайды извержений вулканов).

Урок 6. Внешние процессы, формирующие рельеф и связанные с ними стихийные явления.

Изучая данную тему, активизируем пункт "Внешние силы, изменяющие рельеф". Появляется карта, на которой показано преобладание тех или иных внешних сил, формирующих рельеф. Далее можно подробнее остановиться на каждом процессе, выведя картинку. Рельеф равнин:

  1. созданный деятельностью моря (показать анимационный сюжет осадконакопления);
  2. созданный деятельностью ледника (показать карту четвертичного оледенения, блок-схему ледниковых форм рельефа и видеофрагмент о Ловозерских тундрах);
  3. рельеф, созданный наносами рек (показать анимационный сюжет "Поперечный разрез русла реки");
  4. рельеф, созданный эрозионными процессами (показать картинку овражно-балочного рельефа). Рельеф гор, расчлененных эрозией.

После можно вернуться к пункту "Рельеф" и, показав слайды, выяснить с ребятами, какие силы принимали участие в формировании данных форм рельефа. После этого перейти к пункту "Стихийные явления", выбрав "Обвалы" (анимационный сюжет образования обвала и слайды, показывающие его последствия) и "Оползни" (схема оползня и слайды оползневого рельефа).

В завершении темы, если есть возможность разбить комплектный класс на группы, провести тестирование по теме в кабинете информатики, выбрав из меню раздел "Тесты".

По опыту работы с электронными учебниками, могу сказать, что их использование значительно экономит время на уроке, успеваем сделать больше, чем при традиционной форме. Ни в одном, даже самом укомплектованном кабинете географии нет такого количества таблиц, тематических карт, слайдов, видеосюжетов, как на CD, а это делает урок более информативным, наглядным и интересным.

В настоящее время выпущены мультимедийные учебники по курсу географии 6,7 и 8 класса, на выходе учебник для 9 класса.
Более подробную информацию можно получить у разработчиков в Республиканском мультимедиа центре (E-mail: mmedia@rnmc.ru)

Если кто-то из коллег использует ЭУ, поделитесь и своим опытом. Буду очень признательна.

Отзыв Назаровой Л. А., учитель географии школы-лаборатории 1269 ВОУМКО г. Москва

 

К списку статей...

 

 

 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров отвечает рекламодатель