Дистанционная Обучающая Олимпиада по Географии 2003 Зайчиха Аля - символ ДООГ

Сборник статей научно-практического семинара
"Методика преподавания темы "Литосфера и рельеф"

От кого: Гизатуллина Ольга Ивановна, учитель географии школа 103 с углубленным изучением иностранного языка г. Уфа
Тема: Игра на уроках географии на примере темы "Литосфера"
Дата: 8 января 2003

Здравствуйте, коллеги!

Хочу поделиться опытом применения игр и игровых приемов на уроках по данной теме. Я думаю, что каждый из вас применяет их на своих уроках. У каждого они свои. Давайте поделимся своими самыми интересными играми, ведь в конечном счете мы с вами делаем одно общее дело - растим новое поколение. И от нас с вами зависит, каким оно будет.

"Надо прогнать с уроков бога сна Морфея
И чаще приглашать бога смеха Момуса".
(Ш.А.Амонашвили)

На уроках географии игры используются давно. Издавались пособия по их проведению, многие учителя придумывали их сами. Игры рассматривались в основном как способ внесения разнообразия в приемы обучения и для усиления учебной мотивации

Затем были созданы игры, активно способствующие развитию познавательной деятельности школьников. Так что современная школьная география располагает уже большим арсеналом разного рода игр.

Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление.

Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях; учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, установлению контактов; получать удовольствие от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.

Игровые формы могут применяться и в основной, и в старшей школе, а также использоваться при проведении нетрадиционных уроков.

Игры на уроке географии по теме "Литосфера"

"Восхождение"
(На доске висит плакат) Я знаю - где-то есть заветная гора.
Я верю, что придет прекрасная пора.
И, может быть, не раз придется отступать -
Я должен там когда-то побывать.

Заранее заготавливаются: фигурки разного цвета (размер 5-6см) по числу команд, жетоны. Оформление класса: настенная контурная карта, большой рисунок горы (на доске).

Играет три команды (по рядам). Каждой команде на привале задается по одному вопросу или заданию. Если команда не может ответить на вопрос или отвечает неправильно, имеет право ответить другая команда. За правильный ответ команда получает жетон и поднимается в гору на 100м (для этого и предназначены разноцветные фигурки).

В команде ребята сами решают, кому отдать жетон, то есть отдают тому, кто был ближе к правильному ответу.

Выигрывает та команда, которая первой взойдет на вершину или поднимется выше других. После завершения игры ребята в командах обсуждают работу каждого и выставляют оценки.

"Снежный ком"

Определяется рассматриваемый вопрос. Игра проводится по рядам по цепочке. Начинает первый ученик с сообщения известных ему фактов, явлений, понятий и т.д. Второй ученик продолжает, не повторяя того, что уже было сказано. Тот, кто ошибается, или ничего не может добавить - выходит из игры. Игра завершается обобщением, которое делает учитель или консультант (консультант выбирается из числа желающих заранее или по очереди, т.к. желающих бывает очень много).

Например: (7класс, тема "Рельеф Африки")

Отвечают дети по цепочке:
1-й ученик - в Африке преобладают равнины высотой 200-1000м;
2-й - здесь есть крупные котловины Чад, Конго и д.р.
3-й- возраст горных пород, из которых сложен материк, примерно 2-3млрд лет.
4-й - на с/з материка находятся горы Атлас, их наивысшая точка г.Тубкаль 4165м.
5-й - на востоке материка находится Восточно-Африканское плоскогорье
6-й - в зоне разлома на с/в материка Эфиопское нагорье
7-й - на с/в материка имеются горы со страшным названием Драконовы…..

Побеждает ученик назвавший географический термин по этой теме последним

"Крестики - нолики"

Сегодня мы предлагаем вам вспомнить игру, в которую, наверное, играли еще много лет назад ваши бабушки и дедушки. Да и некоторые из вас иногда, сидя на последних партах, увлекались этой игрой. Она называется "крестики- нолики", и условия ее известны каждому.

Вот на доске нарисована решетка для этой игры - девять ячеек.

Задача игроков: поочередно вписывая в ячейки свои значки - крестики или нолики, - составить три из них в один ряд. Ряд может быть любым - по горизонтали, вертикали и диагонали. Просто, верно?

Но наша игра будет посложней. Для того, чтобы игрок имел возможность вписать свой значок в клеточку, ему нужно правильно ответить на географические вопросы или решить какую - либо географическую задачу.

Вопросы по теме "Рельеф Евразии", 7класс:

  • Назовите горы служащие природным разделом между двумя частями света Европа и Азия?
  • Почему горы Евразии располагаются преимущественно на юго-востоке материка. С чем это связано?
  • Что такое огненное кольцо и где оно находится?
  • Какие горы находятся между Черным и Каспийским морем?
  • Наивысшая точка материка?
  • Докажите по контурной карте, что материк понижается к северу? С чем это связано? И т.д.

Вопросы могут придумывать и сами дети, ответственные за проведение этой игры, в таком случае - в заключении игроки выбирают самый лучший вопрос, который им понравился.

"Азбука"

Задается буква, допустим "П". Ребятам по одному, парами или по 4 человека (объединяются две парты) предлагается за определенное время написать список, состоящий из слов, начинающихся с этой буквы и тесно связанных с изучаемой темой. Побеждает команда с самым длинным списком.

Например: платформа, поднятия, подошва, плоскогорье и т.д.

"Отгадай термин"

Один из участников игры (водящий) выходит из класса. Ребята загадывают какое-либо понятие, относящееся к данной теме. Вызывается водящий, он должен их отгадывать.

Ему разрешается задавать вопросы всем участникам игры. Но ответы на них могут быть только такими: "да" или "нет", "отчасти". Чтобы игра проходила более организованно, можно поставить такие условия, чтобы между ответом и новым вопросом прошло не более минуты, а также ограничить количество вопросов до 10 (т.е. кто после 10 вопросов не смог отгадать термин - уступает место другому играющему).

Игра приучает участников логически размышлять, правильно ставить вопросы, сопоставлять факты, приходить к правильным выводам.

"Продолжи рассказ"

В этой игре двое участников соревнуются в своем знании данной темы, говорив, по очереди, по одному предложению. Один начинает, второй продолжает. Выигрывает тот, чье предложение было последним, в то время как другой уже не сможет больше ничего вспомнить.

В этой игре может участвовать и весь класс, при этом она теряет соревновательный элемент, но усиливает игровой азарт.

"Три предложения"

Учитель рассказывает тему урока или зачитывает текст документа. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание тремя простыми предложениями.

Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом дает точное толкование предлагаемого содержания.

Другой вариант игры - работа с печатным текстом. Это может быть отрывок из учебника. Три простых предложения ученики могут записать в тетрадь. В этом случае удобнее выявить победителя.

Эта игра развивает очень важное умение - выделять главное, на котором основываются и навыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, а также умение составлять план, конспект.

"Байки у костра"

Эта игра используется при закреплении материала. Однако она может успешно использоваться и при изучении нового материала, если перед поиском ошибок ученики познакомились с таким же текстом, но без ошибок. Таким образом, правильный текст является частью игры.

Например: изучаемая тема "Рельеф Африки"

"Недавно я со своими верными друзьями Лехой и Гошкой побывал не где-нибудь, а в Африке! Надо сказать, что путешествие было не из легких. Вы же знаете, что Африка знаменита своими обширными низменностями и высокими горами.

Высота наивысшей точки Африки 8848 метров от уровня моря. Самые высокие горы этого континента Атлаские, расположенные на юго-западе материка. Пока Гошка и Леха любовались красотами с самой высокой вершины атласских гор - г.Тубкаль высота которой 6165м, я отправился скорее навстречу своей мечте.

Мечтал я увидеть величайший вулкан земли красавец - Килиманжаро. Его высота 5895м. Это чудо природы находится на юге материка, и мне пришлось изрядно попотеть, прежде чем я оказался лицом к своей мечте. Вулкан покорил меня своим величием и громадными размерами.

Дождавшись своих друзей, мы отправились покорять самые страшные Крокодольи горы, которые находятся на юго-востоке материка. Вернувшись домой, мы долго будем вспоминать этот загадочный материк и, конечно же, вулкан Килиманжаро".

"Почта" - разнеси письма по своим адресам

6 класс

С правого и левого края доски вывешивается список со словами различного направления. Задача играющих разложить письма по конвертам с данной темой (конверты располагаются в центре доски 3-4 не более).

Например, слова: рельеф, горы, подошва, пик, плоскогорье, холм и т.д. - относится к конверту "Литосфера", а слова: ручей, исток, озеро, болото, Байкал, Красное, Каспийское и т.д. -"Гидросфера". Играющие по очереди подходят к доске и переставляют слова в нужные конверты.

7 класс.

Эту игру хорошо провести на уроке обобщения курса 7 кл.
Конверты будут: материки Африка, Австралия и т.д.
А письма - горы, равнины, плоскогорья, низменности и все, что изучили по всему З/шару. Задача игроков определить, что где находится.

Кстати, пока сижу пишу эту статью, у меня родилась идея провести эту игру на начальном этапе изучения рельефа в 7кл. Только в этом случае вооружить ребят атласами. Пускай сами "открывают" то, что им предстоит изучать.

"3-ий лишний"

(любимая игра моих учеников, по каждой теме они сами придумывают ее вопросы, поэтому однообразной она не бывает).

Суть ее в следующем: в предлагаемом перечне найти, чем они схожи и что не подходит под общую схему. Объяснить почему вы так считаете (аргументировать надо обязательно, чтобы не списывали и чтобы можно было проследить ход их мыслей)

  1. Сахара, Атлас, Капские;
  2. Кордильеры, Аппалачи, Драконовы;
  3. Гималаи, Анды, Уральские. И т.д.

"Шифровка"

В представленном ряду спрятаны известные глубины и высоты. Ваша задача расшифровать ряд. Побеждает команда сделавшая это первой.

Например: 884816201102247501895

8848 - Джомолунгма;
1620 - глубина Байкала;
1022 - Марианский желоб;
4750 - влк. Ключевская сопка;
1895 - наивысшая точка Уральских гор (г.Народная).

"Поле чудес"

Оборудование: игровое поле, волчок, магнитная доска для табло, бумажные квадраты с буквами.

Учащимся заранее дается задание составить кроссворды на заданную тему. Авторы лучших кроссвордов приглашаются на игру. Правила игры такие же, как и в телевизионном варианте "Поле чудес".

Составленные учащимися кроссворды можно использовать и в дальнейшей работе для контроля знаний по пройденным темам.

После завершения игры ребята в командах обсуждают работу каждого и выставляют оценки.

"АБВГДейка"

Игру лучше проводить в 7-кл для ознакомления с физической картой при изучении темы "Рельеф" или в 6-классе темы "Литосфера".

На доске пишутся буквы алфавита в столбик. Игроки разделившись на три команды (по рядам) ищут на карте названия по теме "Р" и вписывают в столбец. Выигрывает команда закончившая первой.

Например: Альпы - Бразильское плоскогорье - Великие равнины - Гималаи - Драконовы - и т.д.

Мустафиной Л. Г., учитель географии школы 110 г. Трёхгорный, Челябинская область

Пискун Е. А., учитель географии школы 14 г. Гродно

от Кожухарь Т. В., учитель географии школа 99 г. Омск:
Большое спасибо за разроботку интересных уроков. Я обязательно буду использовать на своих уроках

 

К списку статей...

 

 

 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров отвечает рекламодатель