Дистанционная Обучающая Олимпиада по Географии 2003 Зайчиха Аля - символ ДООГ

Сборник статей научно-практического семинара
"Методика преподавания темы "Литосфера и рельеф"

От кого: Гизатуллина Ольга Ивановна, учитель географии школа 103 с углубленным изучением иностранного языка г. Уфа
Тема: Опорные конспекты в обучении географии на примере темы "Литосфера"
Дата: 8 января 2003

Здравствуйте, коллеги!

Эффективность предлагаемой методики подтверждается результатами обучения, а также положительными отзывами учителей, использующих данную методику.

Опорные конспекты как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предполагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля.

Четырехлетний опыт моей работы по данной методики показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учащихся.

Опорные конспекты являются одним из видов краткой записи и служат средством графического обобщения изученного материала.

Разработанные опорные сигналы вводятся постепенно, не требуют заучивания, поскольку воспроизводят определенное смысловое содержание.

С помощью опорных конспектов и сигналов изучение и усвоение таких сложных тем, как "Геологическое строение, рельеф" и др. становится более понятным и доступным. Усвоению понятия "Геологическое летоисчисление" способствует образ (опорный сигнал) - "геологические часы", отсчет геологического времени на которых идет от древнейших архейской и протерозойской эр.

Первый сектор "геологических часов" обозначается красным цветом, как на карте "Строение земной коры", второй, третий и четвертый сектора включают последующие геологические эры, каждой из которых соответствует общепринятый цвет и символическое обозначение. Ученики легко усваивают последовательность геологических эр, их названия через опорные сигналы (ОС)

Опорные сигналы

Обучение с применением опорных конспектов позволяет четко структурировать уроки, используя поэтапное закрепление пройденного материала. Подготовка домашних заданий по опорным конспектам имеет определенную структуру действий ученика:

  1. Прочитать тему и вопросы плана урока;
  2. Подобрать в соответствии с темой урока необходимые карты;
  3. Найти в опорном конспекте ответ по первому вопросу;
  4. Внимательно прочитать информацию по вопросу;
  5. Повторить содержание по рассматриваемому вопросу, закрыв тетрадь.

При повторении домашнего задания, внутритемного тематического обобщения знаний и умений рекомендуется использовать дифференцированный подход в зависимости от уровня усвоения учебного материала учащимися.

Важно подчеркнуть, что опорные сигналы, из которых осуществляется построение опорного конспекта, являются преемственными и распространяются на последующие курсы.

В заключении хочется дать вам небольшую методическую рекомендацию по проведению урока с применением опорных схем.

Урок "Литосфера" (приложение 2, картинка 37 Кб и приложение 3, картинка 41 Кб)

Тема литосфера рассматривается на двух уроках. На первом уроке ученики знакомятся со строением материковой и океанической земной коры: узнают о том, что литосфера включает в себя земную кору и верхнюю часть мантии; получают общие представления о теории глобальной тектоники.

Две первые схемы ОК выполняются в тетрадях. По карте "Литосферные плиты" ученики определяют названия, направления и скорость движения плит. Теорию глобальной тектоники подтверждают схемы, на которых изображаются этапы формирования материков. Первый урок завершается сопоставлением карт "Строение земной коры" и "Литосферные плиты".

Сравнивая расположения сейсмических поясов и рифтовых зон, ученики приходят к выводу о том, что по границам литосферных плит происходят активные сейсмические процессы - землетрясения, вулканизм, магнетизм. На контурных картах ученики изображают штриховкой территории землетрясений.

На втором уроке по теме "Литосфера" посредством схемы учитель формирует представления учеников о причинах, вызывающих движение литосферных плит. В тетрадях ученики выполняют схему отражающую механизм движения литосферных плит.

Далее учитель показывает, в каком направлении происходит медленное сокращение Средиземного моря и Тихого океана и расширение Красного моря и Атлантического океана.

Учитель рассказывает о том, что информация об изменении материков и океанов в будущем, в виде карты на латунной табличке, помещена в американский спутник "Лагеос", запущенный в 1976 году. Когда спутник спустится на землю (а это произойдет через 2000 лет), наши потомки смогут определить верность современных предположений, основанных на гипотезе тектоники литосферных плит.

На следующем этапе урока, составляем карту "Строение земной коры" и физическую карту мира, ученики определяют, что рифтовым зонам на материках соответствуют горы или разломы в земной коре, а в океанах - подводные хребты и глубоководные желоба.

Урок "Рельеф Земли" (приложение 4, картинка 38 Кб)

Изучение рельефа Земли проводится поэтапно, в соответствии с вопросами плана опорного конспекта. Изучение строения земной коры начинается с карты. Ученики узнают о том, что с помощью различных цветов на карте изображается возраст земной коры. На примере любого материка через многослойный кодопозитив показывают этапы формирования земной коры.

Усвоить название геологических эр и поэтапность формирования земной коры позволяют "геологические часы", на которых с помощью стрелок, секторов, условных обозначений и цвета отображается последовательность образования земной коры.

 

К списку статей...

 

 

 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров отвечает рекламодатель