Дистанционная Обучающая Олимпиада по Географии 2003 Зайчиха Аля - символ ДООГ

Сборник статей научно-практического семинара
"Методика преподавания темы "Литосфера и рельеф"

От кого: Гизатуллина Ольга Ивановна, учитель географии школа 103 с углубленным изучением иностранного языка г. Уфа
Тема: Книга на уроках географии при изучении темы "Литосфера"
Дата: 13 января 2003

Здравствуйте, коллеги!

География! Наука романтиков и мечтателей!

Кто не мечтал о дальних странствиях и приключениях? Не хотел проникнуть в тайны и загадки нашей планеты? Разгадать секреты древних цивилизаций? Побывать на острове Робинзона Крузо или графа Монте-Кристо, искупаться в водах Флибустьерского моря, где ходил под парусом сам капитан Флинт, посетить Треугольник сокровищ? Узнать о чудесах природы, любопытных географических открытиях и "закрытиях" и о многом-многом другом?

Если вам это интересно, эта наука - для вас. Я считаю географию самой захватывающей наукой, а своим первым учителем - Жюля Верна.

Каждый учитель-географ так или иначе привлекает на свой урок дополнительную литературу: часто стихийно, из числа недавно прочитанного самим, иногда "подвернувшуюся под руку". Бывает, что обращение к дополнительной литературе начинается и заканчивается принесением на урок ярких журналов с рекламными пейзажными фотографиями, приковывающими своей красочностью лишь на короткое время внимание ребят.

У большинства учителей процесс использования дополнительной литературы постепенно упорядочивается, год от года расширяется круг книг, без которых урок уже не обходится; становятся более совершенными и разнообразными формы их использования, и наступает момент, когда у учителя складывается отвечающая его индивидуальности система работы с книгой на уроке.

Одной из наиболее распространенных форм привлечения на урок дополнительной литературы является использование ярких географических описаний объектов и явлений. Часто такие тщательно подобранные отрывки из научно-популярной литературы становятся уникальными комментариями к кадрам диафильма, диапозитивам, а то и основой учительского рассказа. Понять, почувствовать, наглядно представить себе изучаемое учащимся лучше всего помогают книги, со страниц которых звучат рассказы очевидцев, непосредственных свидетелей событий.

Приведем несколько примеров:
"Вулканический мир мрачен, его цвета: серый, темно-синий, коричневато-черный. Редкие светлые пятна (желтые, белые, охряные) делают весь ансамбль еще более трагичным. Что же касается ярких или темно-красных оттенков и светлого золота расплавленной лавы, то вызываемое ими возбуждение всегда сопровождается безотчетной подавленностью.

Сутки, проведенные в подобного рода месте, хотя, в общем, и оставляют сильное впечатление, но все-таки уже после третьего или четвертого часа человеческому существу начинает становиться не по себе, хочется видеть воду, растения..." - так описал свою встречу с горами Гарун Тазиев - известный бельгийский геолог и вулканолог.

"Сядем с вами на одну из тех больших каменных плит, которыми усыпана поверхность ледника, и посмотрим кругом. В тени под навесом скал, куда с утра не заглядывали еще лучи солнца, стоит ночная прохлада. Камни холодны как лед, и вас насквозь пронизывает свежий воздух. Здесь еще сейчас чувствуется, как холодно было ночью на этих высотах, какой мороз сковывал эти скалы. Зато там, куда падают солнечные лучи, совсем тепло.

Под их горячей лаской можно сидеть на поверхности ледника в одном легком платье. Как ослепителен свет солнца в чистом воздухе горных вершин, как сильно накаляют его лучи поверхности камней и скал! Солнце является источником могучих сил, совершающих великую работу преобразования лика нашей планеты. Прислушайтесь к тому, что происходит вокруг нас" - это отрывок из книги советского геолога В. А. Варсанофьевой "Жизнь гор".

При изучении Евразии учитель может предложить учащимся отрывок из книги известного русского живописца и писателя Н. К. Рериха о невыразимом величии Гималаев:

"Два мира выражено в Гималаях. Один - мир земли, полный здешних очарований. Глубокие овраги, затейливые холмы столпились до черты облаков, курятся дымы селений и монастырей. ...Орлы спорят в полете с многоцветными бумажными змеями, пускаемыми из селений. В зарослях бамбука и папоротника спина тигра или леопарда может гореть богатым дополнительным тоном.

На ветках прячутся малорослые медведи, и шествие бородатых обезьян часто сопровождает одинокого пилигрима. И все это земное богатство уходит в синюю мглу гористой дали. Гряда облаков покрывает нахмуренную мглу.

Странно, поражающе неожиданно после этой законченной картины увидеть новое надоблачное строение. Поверх сумрака, поверх волн облачных сияют яркие снега. Бесконечно богато возносятся вершины ослепляющие, труднодоступные. Два отдельных мира, разделенных мглою. В этом грандиозном размахе - особое зовущее впечатление и величие Гималаев: "Обитель снегов".

Книги помогают найти ту необходимую деталь, вокруг которой можно выстроить урок. Внимание к описательному рассказу учителя можно привлечь разными методическими приемами, один из которых условно назовем "сужением темы".

Так, например, рассказ об озере Байкал в курсе физической географии России можно начать с высказывания Л. С. Берга: "Байкал - чудо природы во всех отношениях" - и далее показать учащимся целый ряд таких "отношений" - размеры, глубина, прозрачность воды, и вместе с тем показать современные экологические проблемы.

Рассказывая о минеральных богатствах Урала, привести слова П. П, Бажова: "Против нашей Ильменской кладовухи, конечно, по всей земле места не найдешь. Тут и спорить нечего, потому - на всяких языках про это записано: в Ильменских горах камни со всего света лежат".

Пусть прозвучит на уроке по теме "Горные породы, слагающие земную кору" страстный призыв А. Е. Ферсмана: "Я очень хочу увлечь вас в этот мир (камня), хочу, чтобы вы начали интересоваться горами и каменоломнями, рудниками и копями, чтобы вы начали собирать коллекции минералов, чтобы вы захотели отправиться вместе с нами из города, подальше, к течению реки, к ее высоким каменистым берегам, к вершинам гор или скалистым берегам моря туда, где ломают камень, добывают песок или взрывают руду. Там всюду мы найдем, чем заняться; и в мертвых скалах, песках и камнях, мы научимся читать великие законы природы, по которым построена вселенная".

И кто знает, может, этот призыв по-особому отзовется в чьем-то сердце, будет услышан какими-то сокровенными уголками души, подарит увлечение, возможно, и будущую профессию.

В "Занимательной минералогии" каждый может найти страницу по душе, но пусть хоть одну из них приоткроет на уроке учитель. Может быть, эту, о горном хрустале:

"Возьмите в руку обломок горного хрусталя и такой же кусок стекла,- предлагает А. Е. Ферсман,- горный хрусталь долгое время останется холодным в вашей руке, стекло очень скоро сделается теплым. Недаром в жарких странах в древности в домах богатых римлян держали большие хрустальные шары, о которые охлаждали руки, ...это они дали камню название "хрусталь" от греческого наименования "лед". Пусть ладонями почувствуют ребята прохладу несогревающихся граней камня из школьной коллекции.

Знакомя учащихся с горными породами, можно показать им настоящее чудо: дать рассмотреть на предметном стекле микроскопа... песчинку, одну из многих тысяч в куче песка. И ребятам откроется удивительный мир играющих граней, цветов, скрытых от невооруженного глаза; откроется подлинная красота незаметной, самой прозаической песчинки, почти невидимого обломка когда-то мощной горной породы, принесенной ледником или поднятой из земных недр. Может, так можно учить постижению умения.

В одном мгновенье - видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В огромном камне - бесконечность
И небо - в чашечке цветка.
(У.Блейк)

Кто из наших учеников может сказать, что помнит рассказы своих учителей? В соответствии с требованиями времени мы активизируем урок, оцениваем его качество по числу поднятых рук как показателю активности, по разнообразию и количеству примененных приемов и методов и незаметно... теряем рассказ учителя. Мы упрекаем учителя за то, что его ученики лишь слушали (!) на уроке, и сетуем, что в жизни все труднее найти не спешащего высказаться, умеющего слушать, не перебивая собеседника.

На современном уроке мы осуществляем проблемный подход и обучение с элементами программирования, задаем проблемные и активизирующие вопросы и постепенно перестаем рассказывать сами, ссылаясь на то, что описательный этап развития географической науки миновал.

А ведь у наших учеников еще не миновала потребность в положительных эмоциях. В наш рациональный век мы чаще спрашиваем: "Понятно? Непонятно?" - и гораздо реже восклицаем: "Красиво! Интересно! Удивительно!"

Многие ли из сегодняшних учителей могут сказать, что их слушают так же внимательно, как, сидя на полу под дверью, слушал географа Кораблева герой "Двух капитанов".

Урок географии должен воспитывать у школьников горячую потребность читать, хотя пробуждать эту потребность все труднее и труднее. Все это по-прежнему важно, потому что между количеством читаемых учениками книг и их успехами в учении существует прямая связь.

В. А. Сухомлинский писал: "Если ученику, скажем, восьмого класса задано сегодня по учебнику 10 страниц материала - значит, он станет тружеником - мыслителем лишь тогда, когда прочитает в этот день 20, 30, 40 страниц интересной научной книги, из журнала - не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать, постигать, наконец, изумляться"1, и слова эти не устарели.

В современном динамичном мире книге все труднее конкурировать с телевизором, видеомагнитофоном, компьютером. Но ведь если ребенок в детстве не прочитает Ж.Верна, В.Обручева, Е.Ферсмана, он, скорее всего уже не прочитает их никогда, потому что юность откроет перед ним другие книги.

Если ребенок не прочитает ни одной книги о путешествиях: ни разу не ступит ногой на неизвестный, но манящий тайнами берег, не станет участником открытий, мир дальних стран уже вряд ли позовет его за собой; сможет ли тогда его сердце отозваться на грустно-трогательные строки:

Я жалею о том, что не видел лица всей земли,
Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.
Только парус мечты вел по свету мои корабли,
Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,
Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен
И в начале весны голубеют фиалки в Париже.
(В. С. Рождественский)

Заканчивая рассказ о возможных путях использования научно-популярной и художественной литературы, хочется отметить: круг возможных приемов велик и дает возможность выбора, но систематическое обращение к дополнительной литературе на уроке пробуждает у учащихся потребность читать, а результаты такого рода работы всегда ощущаются учителем.

Кроме того, важно, чтобы ученик видел перед глазами саму книгу. Живое ее видение не заменит ни выписки, ни отрывки, прочитанные наизусть или рассказанные по памяти. Важно показать ее, дать полистать на перемене, рассмотреть в ней картинки или фотографии, а потом с радостью увидеть на парте или портфеле книгу, ставшую непременным спутником школьного учебники географии.

 

Отзыв Гриневич Антонины Францевны, учитель географии школы 59 г. Пермь:

Хочется отметить активность участия в семинаре учителя географии из г. Уфы Гизатуллиной Ольги Ивановны. С большим желанием делится она своим опытом с коллегами. Думаю, что подборка её материалов по теме "Литосфера и рельеф" поможет многим из нас. Хочется поддержать Ольгу Ивановну в том, что и "урок географии должен воспитывать у школьников горячую потребность читать" и поблагодарить её за представленные материалы "География в сказках" и др.

Желаю творческих успехов.

 

К списку статей...

 

 

 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров отвечает рекламодатель