Дистанционная Обучающая Олимпиада по Географии 2003
Сборник статей научно-практического семинара "Методика преподавания темы "Литосфера и рельеф"
От кого: Гизатуллина Ольга Ивановна, учитель географии школа 103 с углубленным изучением иностранного языка г. Уфа
Тема: География в сказках
Дата: 17 января 2003
Здравствуйте, коллеги!
Можно найти на уроке место и сказкам. Этот жанр по-прежнему очень любим. Особенно откликаются на этот вид работы вездесущие шестиклассники. С помощью сказок легче, порой, передать те природные явления, которые ребенок не видел, не ощутил.
Познавательная сторона содержания сказок позволяет раскрыть перед ней двери не только урока литературы, но и географии. Эпизоды из сказок могут стать учебным вопросом, пусть облаченным в несколько необычную для урока географии форму, познавательная сторона которого заключается в проверке умения определять главные отличительные признаки географических объектов и явлений.
Будучи по своей форме не простым, обыденным, а сказочно-замысловатым описанием, сказка испытывает сообразительность ученика, развивает его воображение, раскрывает глаза на красоту и богатство окружающего мира, учит наших порой излишне рациональных детей замечать великолепие привычных и будничных сторон действительности.
Особенности жанра позволяют привлекать сказки в начальном курсе физической географии, но иногда они уместны и в более старших классах, при изучении материков, природных явлениях и т.д. Безусловно, с помощью одних только сказок методическую задачу организации усвоения этой темы не решить, но их привлечение позволяет учащимся уяснить практический смысл изучаемого, понять, что многие сложные законы развития природы были давно осознаны народами и свято соблюдались ими.
Удивителен мир народных сказок, ведь предметом народной поэзии становился любой объект или явление окружающей жизни: вольный ветер оборачивается сказочным конем: "Есть на свете конь, всему миру не сдержать", в огненную стрелу превращается обычная молния: "Летит огневая стрела, никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица", а простая туча становится загадочной птицей: "Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала".
Применение сказок при изучении природных явлений (землетрясение, извержение вулканов и т.д.)
"Сказка о самой большой юрте"
Самая большая юрта имеет форму юрты. Такую же форму, как и юрты из оленьих шкур. И топят ее по-черному.
Давным-давно здесь был дол. И жил в этом долу в обычной юрте из оленьих шкур богатый охотник Томгиргин. Ходил он на своих широких лыжах на охоту. И однажды забрел далеко-далеко за горные хребты и вышел к морю-океану. Жил на берегу моря старый рыбак. И была у него дочь Итатель, красавица писанная. Как увидел ее Томиргин, так и влюбился. А влюбившись, жениться на ней захотел. Да только не отдавал ему рыбак дочь ни в какую. Но, в конце концов, согласился, только условие поставил, по которому Томгиргин должен был построить такую юрту, чтобы ее из-за горных хребтов видно было. Возвратился домой Томгиргин, задумался, как построить юрту. Из оленьих шкур построишь - ветром ее такую высокую свалит, да и где взять столько шкур? Начал строить из камней. Долго строил. Но построил на славу. Отдал ему рыбак дочь, и поселился с ней Томиргин в своей каменной юрте. Первым делом свадьбу сыграли. Очаг при этом так жарко растопили, что над юртой высоко в небо огненный столб взметнулся. Теперь уже старые стали Томгиргин и Итатель. Но все равно, когда гостей принимают, очаг жарко топят. Золы тогда много выпадает, и на нартах ездить плохо: очень уж полозья зола стачивает.
*Какие природные явления легли в основу сказки?
И опять все просто и ясно: юрта - вулкан, костер в юрте - извержение, излияние лавы. Но проблема в том, что и говорят ребята сначала так же односложно, почти словосочетаниями. Содержание сказки дает основу для организации так необходимой на уроке речевой деятельности учащихся.
Cказка народов Австралии "Большая вода"
В те далекие времена, когда люди еще не жили племенами, прошли по Земле Великая тряска и большая вода. Задул самый сильный из ветров, пошел дым, и полетела пыль с гор. Так было много дней и ночей.
А потом вдруг все затихло. Не было больше ветра, но пропал воздух. Стало трудно дышать и умерло много людей.
Вдруг опять задул ветер, загремел гром, затряслась земля и покатились по суше большие волны воды. Остались живы только те люди, которые забрались высоко на утесы. Ушла большая вода, и по земле запрыгали рыбы, такие, каких никто никогда не видел. Спустились люди с высоких утесов и удивились. Там, где были холмы, стали долины, и на месте прежних долин выросли холмы.
*Возможные вопросы для обсуждения:
- какие природные явления описаны в сказке?
- насколько достоверно они написаны?
- преувеличены ли, на ваш взгляд, реальная сила и последствия грозных природных явлений?
( Возможный путь размышления учащихся - в приложении к тексту)
Незамысловатые, но остроумные и интересные сказки с удовольствием придумывают и сами ребята. В них и соответствие жанру, и знание географии. Вот одна из сказок придуманных моими шестиклашками:
"Сказка про то, как Баба Варя искала Хрюшку - Марьюшку после торнадо"
Бабушка Варя осталась одна,
Скучает по свинке бедняжка она.
Свинку-Марьюшку торнадо унес
У бабушки Вари от слез распух нос.
Стала бабуля Варьюша рыдать:
"Как же мне время теперь скоротать?
Пойду искать свинку-Марьюшку,
Быть может найду свою милую хрюшку".
Пошла баба Варя искать по полям,
Но свинку свою не обнаружила там.
Пошла баба Варя искать по лугам,
Но хрюшку не обнаружила там.
Вдруг забарахталось что-то в речушке…
Там мальчик-ребенок играл с нашей хрюшкой.
Бабушка хрюшку с ребенком взяла
И домой к себе понесла.
Стали они жить поживать
И добра себе наживать.
А торнадо - семейной теплоты забоялся
И в том крае больше не появлялся.
(сказочницы- ученицы 6Б класса Леонова Ирина и Макаренко Кристина, Уфа-2000г.)
Посредством сказок можно познакомить и закрепить знания о полезных ископаемых. Предлагаю вашему вниманию разработку урока - путешествия по сказкам Бажова П.П., для ознакомления с кладовыми родных Уральских гор.
"В гостях у Батюшки Урала" (игра-путешествие)
Цель: Сформировать у детей представление о природных богатствах Урала, Воспитывание любознательности, развитие познавательных интересов на основе знакомства с уральскими сказками и легендами, воспитание чувства гордости за свою родину, край в котором живешь.
Советы по проведению игры:
- Подготовить выставку литературы к празднику (фотоальбомы с видами Урала, Ильменского заповедника).
- Необходимо подготовить: коллекцию минералов, иллюстрации к сказкам Бажова, костюмы.
- Набор ролей: Батюшка Урал, каменных дел мастер, Данила-мастер, человек, олицетворяющий Павла Петровича Бажова (сказочник), Хозяйка Медной горы.
Подготовительный этап: ознакомить учащихся со сказками П.П.Бажова: "Хозяйка медной горы", "Малахитовая шкатулка", "Каменный цветок", "Горных дел мастер".
Предварительно изучить тему "Горные породы и минералы", используя краеведческий материал.
Ход игры:
1 гостиная:
Беседа об Урале и Ильменах (беседу ведут Сказочник и Батюшка Урал).
Батюшка Урал и сказочник приветствуют ребят.
Батюшка Урал: Мы пришли к вам, чтобы поведать о нашей Родине - об Урале и его богатствах. Наш край славится не только промышленностью, но и своей богатой природой.
Скажите, чем славится природа Урала? (ответ: леса, озера, ПИ, горы и т.д.)
Батюшка Урал: На Урале столько озер, что его называют "страной озер". Уральские леса, как богатыри - могучие, высокие, дремучие, они богаты ягодами, грибами, водится много разных зверей и птиц. Я расскажу вам легенду о главной нашей драгоценности.
Налетело однажды на Русь огромное страшное чудовище, разоряло оно деревни и села. И не было от него никакого спасения. Вызвался тогда богатырь русский победить чудовище. Весь народ собирал богатыря в дорогу и подарил ему пояс, весь расшитый дорогими каменьями.
Долго бился с чудищем богатырь, наконец, победил его, связал своим драгоценным поясом и закинул далеко-далеко. Так освобождена была Русь от чудища. А пояс тот, упав на землю, превратился в цепочку гор, закрывающую столицу Руси от недругов. Все камни же рассыпались в недрах этих гор.
Вот почему Уральские горы такие богатые. У нас есть практически все - все полезные ископаемые, какие только существуют в мире. Есть даже камни, которые встречаются только у нас. Например, ильменит - минерал, носящий название гор, где он был найден (Ильменские горы). Другой - имя реки - это миаскит.
В Ильменских горах создан заповедник, а на берегу озера Ильмень стоит музей заповедника, где мы можем увидеть огромное множество минералов, виды почв, а также чучела животных. В музей Ильменского заповедника приезжают не только туристы; но и иностранные ученые.
Вопросы Сказочника: Я, как и любой сказочник, люблю, когда ко мне приходят гости-слушатели. Вы читали мои сказки? Назовите их. Скажите, кто мои любимые герои? (Ответ: Хозяйка Медной горы, рабочие-мастера)
Как и в любой сказке, есть у меня и реальные персонажи, и сказочные герои. Но я же пишу сказы, значит я ничего не придумываю! Любой старожил уральских мест от своих дедушек и бабушек узнавал о Хозяйке всех подземных богатств батюшки Урала. Она может появиться то здесь, то там, чтобы защитить честных, умелых работников. Или же защитить природные богатства. Вспомните, почему Хозяйка Медной горы была вынуждена появиться перед Степаном?
(Ответ: Хозяйка Медной горы просила передать приказчику, чтобы он ушел с Красногорского рудника. Гора "красная" от того, что там добывали медную руду, а медь - красноватый металл. Хозяйка заботится, чтобы богатства не были истощены)
Как называется сказ, о котором велась сейчас речь? (Ответ: "Медной горы Хозяйка")
Из-за боязни наказания Хозяйки Медной горы люди обращались с недрами земли Уральской аккуратно. Многие названия камней тоже напоминают о Хозяйке. Вспомните, что подарила Хозяйка Степану на прощание (кроме шкатулки).
(Ответ: Слезы, превратившиеся в драгоценные камни)
Славится Урал малахитом. Первоначально его находили только на Урале. В музее Эрмитажа есть целый Малахитовый зал, где даже колонны сделаны из него. В старые времена даже краски из малахита делали и крыши купцов красили. О каких изделиях из малахита вы узнали из моих сказов? Вспомните, почему мастера не хотели переделывать украшения из шкатулки для жены приказчика, которая их купила? О каком сказе мы сейчас с вами говорили?
(Ответ: "Малахитовая шкатулка")
Работа с камнем очень кропотливая и требует аккуратности. Как удалось Даниле-Мастеру сделать необыкновенную вазу? Как называется сказ об этом чудном цветке? (Ответ: "Каменный цветок")
Да, Хозяйка может и помочь, а может и навредить человеку, но только тому, кто плохо обращается с природой и ее богатствами. Я надеюсь, что с вами этого не случится!
2 гостиная.
Малахитовая шкатулка.
(Ведут Данила-мастер и горных дел Мастер).
Данила: Мы, каменных дел мастера, работаем с самыми разными камнями. Мы и скульпторы, мы и ювелиры. Можем сделать и шкатулку, можем бусы, а можем даже выточить каменный цветок. Для каждого изделия подходит свой особый камень.
Мастер: Из камня можно сделать все, что угодно. А вы знаете, из чего раньше окна делали, что в рамы вставляли? Ни за что не догадаетесь! А делали их из камня.
Данила: Это удивительный камень (показ слюды). Он расщепляется на тонкие пластинки, они довольно прочные и совсем прозрачные. А называется он - слюда. Мастер: А чем, кроме дров, печку топят?
Данила: Оказывается, что уголь - тоже камень. Его так и называют каменный уголь (показ коллекции). Уголь - тоже одно из главных богатств Урала.
Мастер: То, что наш край очень богат различными минералами, видно любому приезжему на улицах города. Как мы это можем увидеть?
Данила: Камнем у нас отделаны не только здания, но и подземные переходы, и даже бордюру. Мастер: А какие это камни? (Для строительства используют гранит и мрамор)
Данила: Но каменных дел мастера делают и прекрасные украшения. Для них берутся более редкие и дорогие камни. Чем мельче изделие, тем дороже камень.
Мастер: Для более крупных вещей используются поделочные камни. Например, яшма, змеевик.
Данила: А из чего делают бусы?
Для изготовления бус используют малахит - он для зеленых нарядов. Для голубых - бирюза. А для синих и фиолетовых? Для этих нарядов есть очень красивый камень - лазурит.
Мастер: Кольца и сережки делают из агата - это интересный камень. Он раскрашен слоями белого, бежевого и коричневого цвета. Зеленоватый нефрит есть не только на Урале. Он очень прочен и наши древние предки делали из него даже топоры. Находят их в Сибири. А в Индии нашли очень красивые древние вазы из нефрита.
Данила: А теперь давайте посмотрим, как вы запомнили названия наших уральских камней (В выборе ответа поможет приложение).
- Горючий камень, который используется как топливо. (Ответ: Уголь)
- Полудрагоценный непрозрачный ярко-голубой или зеленоватый камень, из которого делают украшения. (Ответ: Бирюза)
- Драгоценный прозрачный беловатый или голубоватый камень, о котором поет Н.Королева. (Ответ: Топаз)
- Очень прочный зеленый камень, из которого делали в старину топоры. (Ответ: Нефрит)
- Слоистый прозрачный камень,, расщепляющийся на пластинки. (Ответ: Слюда)
- Драгоценный вишнево-красный камень, который напоминает капельку крови или зернышко южного фрукта. (Ответ: Гранат)
- Очень твердый камень, его используют в механизме часов (Ответ: Кварц)
- Строительный камень белого, серого, иногда и черного цвета (Ответ: Мрамор)
УГОЛЬ ГРАНАТ НЕФРИТ
МРАМОР СЛЮДА
ТОПАЗ КВАРЦ БИРЮЗА
Затем предлагается разгадать кроссворд - "Малахитовая шкатулка" (приложение 2).
Вопросы к кроссворду:
- Камень, который встречается только на Урале и носит имя заповедника камней. (Ответ: Ильменит)
- Камень, из которого был сделан каменный цветок. (Ответ: Малахит)
- Прозрачный камень, из которого делают посуду, вазы. (Ответ: Хрусталь)
- Этот камень встречается только в Ильменах, в его корне - название реки, протекающей через город Челябинской области. (Ответ: Миаскит)
- Поделочный камень с красновато-коричневыми разводами. (Ответ: Яшма)
- Полудрагоценный камень, окрашенный слоями: от белого до , темно-коричневого. (Ответ: Агат)
- Синий или фиолетовый камень, используемый для изготовления украшений. (Ответ: Лазурит)
- Отделочный камень разных цветов, используемый в строительстве. (Ответ: Гранит)
Данила: Мне кажется интересным все в камнях, но особенно - их названия! Каких только не бывает! Это и животные: змеевик И ягоды: известный вам гранат, еще вишневит. Но больше всего мне нравятся глаза - это камни такие: кошачий глаз - серый и зеленый. соколиный - синеватый, тигровый - золотисто-коричневый. Все они переливаются как настоящие глаза!
Мастер: Отправляемся дальше, но не забудем ничего, что рассказал нам Данила-Мастер.
3 гостиная.
Пещера Медной горы.
(Ведут: Хозяйка Медной горы, каменных дел Мастер, Батюшка Урал)
Хозяйка Медной горы: А вот и мои долгожданные гости! Я рада вас приветствовать у себя. Попробуйте ответить на мои вопросы:
- Как вы думаете, зачем в мире создаются заповедники?
- Что нужно делать, чтобы наши природные богатства не иссякли?
Батюшка Урал:
Давайте, ребята, сделаем Хозяйке Медной горы подарки: нарисуем ее портрет, каменный цветок Данилы-Мастера, красивую природу Урала.
Выставка детских рисунков завершает работу гостиной и всего мероприятия.
Подведение итогов. Награждение.
Отзыв Мустафиной Л. Г., учитель географии школа школа 110 г. Трёхгорный, Челябинская обл.
Отзыв Степанюк Елены Николаевнs, учитель географии гимназия 11 г. Кайеркан, Красноярский край
Кожухарь Т. В., учитель географии школа 99 г. Омск:
Большое спасибо за разроботку интересных уроков. Я обязательно буду использовать на своих уроках
Отзыв Гриневич Антонины Францевны, учитель географии школы 59 г. Пермь:
Хочется отметить активность участия в семинаре учителя географии из г. Уфы Гизатуллиной Ольги Ивановны.
С большим желанием делится она своим опытом с коллегами. Думаю, что подборка её материалов по теме "Литосфера и рельеф" поможет многим из нас. Хочется поддержать Ольгу Ивановну в том, что и "урок географии должен воспитывать у школьников горячую потребность читать" и поблагодарить её за представленные материалы "География в сказках" и др.
Желаю творческих успехов.
К списку статей...
|