Дистанционная Обучающая Олимпиада по Географии 2003 Зайчиха Аля - символ ДООГ

Сборник статей научно-практического семинара
"Методика преподавания темы "Литосфера и рельеф"

От кого: Штанге Елена Николаевна, учитель географии школа 32 г. Тольятти
Тема: Графический материал из книги П.А.Громова "Рисунок в обучении физической географии"
Дата: 29 января 2003

Здравствуйте, коллеги!

Наглядность в преподавании географии имеет большое значение. Когда учитель иллюстрирует свое объяснение на классной доске графически, а ученики переносят рисунки в тетрадь, происходит непроизвольные запоминание явления, связанного с конкретной деятельностью ученика. Независимо от способностей все дети любят рисовать.

Задача учителя том, чтобы не только помочь ученикам создать с помощью штриха определение географического понятия, но и научить мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, рассуждать, искать решения. На таких уроках все ребята заняты работой, внимательны, активны, организованны.

Лучше всего применять набросок, схематический рисунок или просто схему. Нужно стремиться к тому, чтобы рисунок занимал минимум времени на уроке и не превращался в самоцель. Рисовать на доске лучше цветными мелками, цветной рисунок выразительнее однотонного.

Работу по формированию умений и навыков с помощью пояснительного рисунка можно проводить с начального курса физической географии и далее использовать рисунки и схемы в курсе географий материков и океанов и при изучении физической географии России. Много рисунков и схем можно использовать в изучении трудных для усвоения тем: геологическое строение, рельеф, связь полезных ископаемых с геологическим строением.

Текст, относящийся к рисункам, поможет учителю вскрыть основную сущность и показывает, как путем логически последовательных вопросов добиться понимания учащихся не отдельного, изолированного явления, а его взаимосвязи с другими.

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию графический материал из книги П.А.Громова: Рисунок в обучении физической географии , Москва, издательство Просвещение , 1989г.

Вулкан в разрезе
Рис.1 Вулкан в разрезе.

Вопросы к теме:

  1. Вулкан в разрезе имеет слоистое строение. Почему?
  2. Чем отличается действующий вулкан от потухшего?
  3. Как обозначают вулканы на географической карте?

Использование горячих источников
Рис.2 Использование горячих источников.

Вопросы к теме:

  1. На территории России известны гейзеры на Камчатке, горячие ключи на Чукотке, горячие озера в кратерах потухших вулканов Курильских островов. В этих же местах наблюдается вулканическая деятельность. Чем можно объяснить это сочетание?
  2. Какие вулканы называют действующими, какие потухшими?

Движение зернистой коры
Рис.3 Движение зернистой коры.

Вопросы к теме:

  1. Как изменяется земная поверхность после землетрясения?
  2. Где в России часто бывают землетрясения?
  3. Как люди борятся с нежелательными последствиями этого явления природы?

Образование складчатых гор
Рис. 4 Образование складчатых гор

Образование складчатых гор
Рис. 5 Образование складчатых гор

Вопросы к теме:

  1. Какие вы знаете осадочные породы?
  2. Как они образовались?

Выветривание горных пород
Рис. 6 Выветривание горных пород.

Выветривание горных пород
Рис. 7 Выветривание горных пород.

Вопросы к теме:

  1. Туристы сделали очаг из камней. После того, как сварили обед и потушили водой костер, заметили, что камни потрескались. Отчего это произошло? Где в природе происходит аналогичное явление?

  2. Если на дно цветочного горшка положить гладкую пластинку из мрамора или твердого известняка, то через несколько дней на пластинке образуются отпечатки корней растений? Чем это объяснить?

Работа ветра на равнине
Рис. 8 Работа ветра на равнине

Вопросы к теме:

  1. Какой вид наносят пыльные бури сельскому хозяйству?
  2. Как люди останавливают движение песка?
  3. Различают дюны морские, речные, материковые. Как они образуются?

 

К списку статей...

 

 

 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров отвечает рекламодатель