Дистанционная Обучающая Олимпиада по Географии 2003
Сборник статей научно-практического семинара "Методика преподавания темы "Литосфера и рельеф"
От кого: Штанге Елена Николаевна, учитель географии школа 32 г. Тольятти
Тема: Графический материал из книги П.А.Громова "Рисунок в обучении физической географии"
Дата: 29 января 2003
Здравствуйте, коллеги!
Наглядность в преподавании географии имеет большое значение. Когда учитель иллюстрирует свое объяснение на классной доске графически, а ученики переносят рисунки в тетрадь, происходит непроизвольные запоминание явления, связанного с конкретной деятельностью ученика. Независимо от способностей все дети любят рисовать.
Задача учителя том, чтобы не только помочь ученикам создать с помощью штриха определение географического понятия, но и научить мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, рассуждать, искать решения. На таких уроках все ребята заняты работой, внимательны, активны, организованны.
Лучше всего применять набросок, схематический рисунок или просто схему. Нужно стремиться к тому, чтобы рисунок занимал минимум времени на уроке и не превращался в самоцель. Рисовать на доске лучше цветными мелками, цветной рисунок выразительнее однотонного.
Работу по формированию умений и навыков с помощью пояснительного рисунка можно проводить с начального курса физической географии и далее использовать рисунки и схемы в курсе географий материков и океанов и при изучении физической географии России. Много рисунков и схем можно использовать в изучении трудных для усвоения тем: геологическое строение, рельеф, связь полезных ископаемых с геологическим строением.
Текст, относящийся к рисункам, поможет учителю вскрыть основную сущность и показывает, как путем логически последовательных вопросов добиться понимания учащихся не отдельного, изолированного явления, а его взаимосвязи с другими.
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию графический материал из книги П.А.Громова: Рисунок в обучении физической географии , Москва, издательство Просвещение , 1989г.
Рис.1 Вулкан в разрезе.
Вопросы к теме:
- Вулкан в разрезе имеет слоистое строение. Почему?
- Чем отличается действующий вулкан от потухшего?
- Как обозначают вулканы на географической карте?
Рис.2 Использование горячих источников.
Вопросы к теме:
- На территории России известны гейзеры на Камчатке, горячие ключи на Чукотке, горячие озера в кратерах потухших вулканов Курильских островов. В этих же местах наблюдается вулканическая деятельность. Чем можно объяснить это сочетание?
- Какие вулканы называют действующими, какие потухшими?
Рис.3 Движение зернистой коры.
Вопросы к теме:
- Как изменяется земная поверхность после землетрясения?
- Где в России часто бывают землетрясения?
- Как люди борятся с нежелательными последствиями этого явления природы?
Рис. 4 Образование складчатых гор
Рис. 5 Образование складчатых гор
Вопросы к теме:
- Какие вы знаете осадочные породы?
- Как они образовались?
Рис. 6 Выветривание горных пород.
Рис. 7 Выветривание горных пород.
Вопросы к теме:
-
Туристы сделали очаг из камней. После того, как сварили обед и потушили водой костер, заметили, что камни потрескались. Отчего это произошло? Где в природе происходит аналогичное явление?
-
Если на дно цветочного горшка положить гладкую пластинку из мрамора или твердого известняка, то через несколько дней на пластинке образуются отпечатки корней растений? Чем это объяснить?
Рис. 8 Работа ветра на равнине
Вопросы к теме:
- Какой вид наносят пыльные бури сельскому хозяйству?
- Как люди останавливают движение песка?
- Различают дюны морские, речные, материковые. Как они образуются?
К списку статей...
|