Дистанционная Обучающая Олимпиада по Географии 2003
Сборник статей научно-практического семинара "Методика преподавания темы "Литосфера и рельеф"
От кого: Нилова Светлана Владимировна, технический консультант команды школа 20 г. Иванов, доцент кафедры
педагогики ИвГУ
Тема: Взаимоконтроль за усвоением понятий учебного курса, раздела учебника
Дата: 30 января 2003
Здравствуйте, коллеги!
Я предлагаю в методическую копилку педагогический инструмент, который использую несколько лет в работе с учащимися, студентами и преподавателями. Для педагогов, которые разделяют идеи личностно-ориентированного образования он может быть интересен в разных аспектах.
Взаимоконтроль за усвоением понятий учебного курса, раздела учебника.
Ведущая задача педагога: создание условий для активизации оценочных действий и развития познавательных способностей учащихся.
Время на работу - Урок. Это может быть урок проверки знаний.
О необходимости повторить основные понятия можно сообщить заранее.
Ученикам предлагается записать 5 - 10 терминов (без определения), которые им знакомы по изучаемому курсу на индивидуальную карточку.
После этого у преподавателя образуется достаточное количество индивидуальных карточек для проведения работы по взаимоконтролю за усвоением базовых понятий.
При этом каждому ученику предлагается выступить преподавателем по отношению к одному из своих одноклассников и затем выполнить роль учащегося по отношению к партнеру. Ученик, в случае невозможности дать определение термину, имеет право заменить его на известное ему. Затем работа передается на проверку тому ученику, который подготовил задание.
Время работы, как правило, определяется преподавателем по принципу выполнения заданий большинством учащихся и желанием "учеников" передать на проверку свою работу "учителям". На фоне класса каждый может отметить
свой темп и время, потраченное на работу.
Из опыта: самостоятельная работа c 10 понятиями занимает 12 - 15 минут.
Если используются 5 (или 10) понятий, то "пятерка" ставится за 5 (9 - 10) правильных понятий; "четверка" - за 4 (7 - 8) понятий; "тройка" - за 3 (5 - 6); "двойка" - менее названного количества. Каждый ученик-преподаватель, ориентируется на это требование и должен определить знание и незнание "ученика", поставив определенную оценку.
НО обязательно учитель предлагает части учеников в устной форме дать оценку работы. На этом этапе важен психологический аспект оценки и учет межличностных отношений. Далее проверенные работы учениками могут стать основой для дополнительной проверки преподавателем.
Все ученики за одно занятие могут проявить себя в роли и ученика, и учителя, могут поставить отметку, учитывая предложенные преподавателем критерии, и дать устную оценку работы.
Эта работа может стать началом углубленного освоения понятийно-терминологического аппарата науки с опорой на рейтинг известных большинству учащихся понятий. Преподаватель может использовать этот педагогический инструмент в будущем, уже опираясь на то,что совместно определены понятия, которые знает большинство коллектива и выявлены те из них, которые сложны для запоминания.
Следующим этапом на уроке возможно организации коллективная рефлексия. Предметом обсуждения может стать урок. Понравилось? Не понравилось? В чем сложности? Что можно изменить? Можно ли подобные уроки использовать в будущем? Следует обратить внимание, что подобный инструмент может быть частью коллективного зачета или взаимоконтроля по разделу, теме и т.д.
Нилова С.В. (ИвГУ) Морозова М.И (ЛГОУ им. А.С.Пушкина).
Творческое взаимодействие в образовательном процессе:
Поиск гармонии личности и коллектива.
Методические рекомендации для преподавателей и студентов.
Иваново: ИвГУ, 2001. 29 с.
К списку статей...
|