Дистанционная Обучающая Олимпиада по Географии 2003
Сборник статей научно-практического семинара "Методика преподавания темы "Литосфера и рельеф"
От кого: Мустафина Людмила Галиевна, учитель географии школы 110 г. Трёхгорный, Челябинская область
Тема: Практическая работа (9класс). Изучение естественного движения населения России.
Дата: 8 февраля 2003
Здравствуйте, коллеги!
Цели проведения работы
- Углубить знания о естественном движении населения России, особенностях состава семьи в прошлом и настоящем.
- Продолжить обучение приемам составления схем, систематизирующих таблиц, графиков, диаграмм, картосхем, отражающих особенности состава населения России.
- Увлечь социальными исследованиями, в том числе касающимися семьи.
Оборудование рабочего места:
Учебник, контурные карты (контур России, блок-схема), статистические данные, опубликованные в периодической печати, данные таблицы.
Естественное движение населения России
Годы |
Рождаемость |
Смертность |
Естественный прирост |
1980 |
15,9 |
11,0 |
4,9 |
1983 |
17,5 |
11,0 |
6,5 |
1986 |
17,5 |
10,4 |
7,1 |
1989 |
14,6 |
10,9 |
3,7 |
1990 |
13,4 |
11,2 |
2,2 |
199` |
12,1 |
11,4 |
0,7 |
1992 |
10,7 |
12,2 |
- 1,5 |
1994 |
9,4 |
14,4 |
- 5,0 |
Вариант A
Изучите статистические данные о естественном движении населения России. Определите годы с наиболее высокой рождаемостью населения, низкой смертностью, высоким естественным приростом и сделайте вывод, дополнив его текстовыми характеристиками из учебника.
Вариант Б
1. Проанализировав статистические показатели естественного движения населения, ответьте на вопросы:
- Как можно объяснить резкое изменение показателей естественного движения?
- Почему сейчас говорят о демографическом кризисе как национальном бедствии России?
2. На основании приведенных статистических данных составьте график изменения естественного прироста страны.
3. Используя текст учебника, дополнительные источники информации, выявите, какие территории России имеют низкие, средние и высокие показатели естественного прироста.
Составьте картосхему, отражающую региональные различия. Подумайте, какие причины определили выявленные особенности в естественном приросте.
Вариант В
Проведите небольшое социальное исследование.
1. Изучите, сколько детей в семьях ваших родных, знакомых, соседей.
Для исследования можно взять 10 семей.
Результаты проделанной работы отразите в столбчатых диаграммах.
Сделайте вывод: будет ли сокращаться население в районе вашего проживания при таком количестве детей в семье?
2. Выясните, сколько по сравнению с вашей семьей было детей у бабушки, прабабушки, прапрабабушки и т.д. Постройте график. (отразив на одной из осей - родственные отношения, на другой - количество детей).
Проанализируйте график и сделайте вывод: стало ли резко сокращаться количество детей в семье? Спросите у родителей, где жили их прародители - в деревне, небольшом городе, крупном городе. Проверьте, не повлияла ли городская жизнь
на изменение числа детей в семье?
3. Изучите ваши родословные корни.
Составьте родословную (генеалогическое) дерево вашего рода, где "корни" - ваши предки, "ветви" - нынешнее поколение (вы, братья, сестры).
Укажите профессии людей вашего рода.
3.1 Придумайте герб и девиз, отражающие характерные черты вашего рода, значимость их в месте проживания.
К списку статей...
|