Дистанционная Обучающая Олимпиада по Географии 2003 Зайчиха Аля - символ ДООГ

Сборник статей научно-практического семинара
"Методика преподавания темы "Литосфера и рельеф"

От кого: Мустафина Людмила Галиевна, учитель географии школы 110 г. Трёхгорный, Челябинская область
Тема: Кружок "Изучение ПТК своей местности"
Дата: 8 февраля 2003

Здравствуйте, коллеги!

Цели:

  • Научить более полно познавать взаимосвязи всех компонентов природы.
  • Подвести к осознанию роли природы в жизни общества.
  • Учить прогнозировать развитие природы и проводить возможную природоохранительную работу.

Кружок рекомендую посещать учащимся 6 - 9 классов. Главной формой работы являются походы и школьные экспедиции. Им предшествует теоретическая работа по углублению знаний ПТК, изучению методов построения физико-географического профиля, составление картосхем, ландшафтных структур. Знакомим учащихся с профессиями геолога, топографа, гидролога, астронома, изучаем правила поведения в природе.

Предлагаемые темы работы кружка.

Сентябрь - октябрь - ноябрь
"Турпоход в страну знаний о родном крае".

  • Выступление участников походов прошлых лет.
  • Рассказ о поисковой работе (демонстрация фотографий, картосхем, ландшафтных профилей).
  • Домашнее задание. Кружковцам подготовить сообщение об интересных природных комплексах нашей области.
  • "Физико-географическое профилирование" - что это такое?

Руководитель обращает внимание на изучение главного метода исследования ПТК - физико-географического профилирования. Без знаний этого метода трудно провести работу по изучению природно-территориальных комплексов.

Объясняется учащимся, что зависимость между компонентами природы легче обнаружить, если есть комплексный профиль-чертеж, на котором в вертикальной плоскости совмещены ведущие компоненты ПТК.

Декабрь
"Изучение готовых профилей приготовленных учителем".

  1. Объяснение этапов соединения профиля.
  2. Проведение тренировочных практических работ по построению ландшафтного профиля.

Январь
"Рассказ о проведении исследования компонентов природы".

  1. Объяснение этапов исследования компонентов (климат, воды, рельеф, растительный и животный мир).
  2. Обучение оформлению полевого дневника.
  3. На примерах данных полевых дневников за прошедшие годы, учащиеся тренируются вычерчивать профиль.

Февраль - март
"Подготовка к экспедиции"

Определение цели, подбор оборудования, выбор объекта исследования, распределение обязанностей. (Готовятся к экспедиции все ее участники. Это способствует успешному выполнению поставленных задач).

Апрель
"Изучение долины реки".

Цели:

  • Углубить знания учащихся о ПТК рек.
  • Научить выделять природные комплексы и описывать их, строить ландшафтный профиль, вести научно обоснованную природоохранительную работу.
  • Развивать навыки правильного поведения в природе.

Апрель
"Полевые работы".

  1. Обход изучаемой территории.

  2. Проведение маршрутной азимутальной съемки небольшой части долины реки. (Маршрутным ходом служит русло реки, а точки стояния изучены).

  3. Другая группа учащихся проводит наблюдение за рельефом и растительностью, определяет условные участки для построения ландшафтного профиля.

  4. Условие наблюдения: трасса должна иметь небольшую протяженность, должна проходить через различные территориальные комплексы: на пойме, водоразделе, склоне речной долины.

  5. Группа учащихся проводит измерения по линии профиля.
    (Его длину измеряют шагами, колебания высот определяют с помощью нивелира).

    Все данные записываются в полевой дневник, по окончании вычерчивается гипсометрическая линия профиля и обозначаются на ней точки, в которых будет проводиться комплексное изучение природы.

  6. С помощью учителя определяются границы природных комплексов и проводятся исследования их компонентов, в которых наиболее характерно сочетались все природные компоненты.

    После окончания полевых работ составляется сводный журнал и на его основе ученики вычерчивают ландшафтный профиль, выделяют природно-территориальные комплексы, описывают их и объясняют причины различных комплексов на разных участках долины реки.

  7. Изучив современный растительный и почвенный покров долины реки, учащиеся придут к выводу, что в прошлом на этой территории были распространены лесные ландшафты.

    Человек вырубал леса для хозяйственных нужд (добыча п/и и др.). В результате в долине изучаемой реки сформировались сельскохозяйственные (пастбища, сенокосы), техногенные (карьер) и рекреационные ландшафты.

Май
"Закладка площадки".

В месте отдыха и хозяйственной деятельности людей кружковцам необходимо заложить площадки наблюдений (25х25 м), в пределах которых по единой программе изучаются растительность, почвы, формы отдыха и хозяйственной деятельности.

Затем с помощью учителя составляется картосхема с указанием степени разрушения ландшафтов. Учащиеся делают вывод, что природа разрушается не только под влиянием хозяйственной деятельности людей, а то что наиболее изменены т.е. природные комплексы, которые находятся в местах массового отдыха.

Школьники осознают, что разрушение природы наступает при бесконтрольном вмешательстве в ее механизмы, а целенаправленный труд улучшает природную среду, делает ее богаче и красивее.

Во время экспедиции проводятся природоохранные мероприятия: уборка мусора, расчистка родника, сооружение оград вокруг муравейников, посадка деревьев для закрепления участков, подверженных эрозии.

Проводимая внеклассная работа развивает наблюдательность, приучает школьников рассматривать природу с позиции ее познавательной и эстетической ценности, способствует развитию трудовых навыков, выбору профессии.

 

К списку статей...

 

 

 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров отвечает рекламодатель