Дистанционная Обучающая Олимпиада по Географии 2003
Сборник статей научно-практического семинара "Методика преподавания темы "Литосфера и рельеф"
От кого: Мустафина Людмила Галиевна, учитель географии школы 110 г. Трёхгорный, Челябинская область
Тема: Кружок "Изучение ПТК своей местности"
Дата: 8 февраля 2003
Здравствуйте, коллеги!
Цели:
- Научить более полно познавать взаимосвязи всех компонентов природы.
- Подвести к осознанию роли природы в жизни общества.
- Учить прогнозировать развитие природы и проводить возможную природоохранительную работу.
Кружок рекомендую посещать учащимся 6 - 9 классов. Главной формой работы являются походы и школьные экспедиции. Им предшествует теоретическая работа по углублению знаний ПТК, изучению методов построения физико-географического профиля, составление картосхем, ландшафтных структур. Знакомим учащихся с профессиями геолога, топографа, гидролога, астронома, изучаем правила поведения в природе.
Предлагаемые темы работы кружка.
Сентябрь - октябрь - ноябрь
"Турпоход в страну знаний о родном крае".
- Выступление участников походов прошлых лет.
- Рассказ о поисковой работе (демонстрация фотографий, картосхем, ландшафтных профилей).
- Домашнее задание. Кружковцам подготовить сообщение об интересных природных комплексах нашей области.
- "Физико-географическое профилирование" - что это такое?
Руководитель обращает внимание на изучение главного метода исследования ПТК - физико-географического профилирования. Без знаний этого метода трудно провести работу по изучению природно-территориальных комплексов.
Объясняется учащимся, что зависимость между компонентами природы легче обнаружить, если есть комплексный профиль-чертеж, на котором в вертикальной плоскости совмещены ведущие компоненты ПТК.
Декабрь
"Изучение готовых профилей приготовленных учителем".
- Объяснение этапов соединения профиля.
- Проведение тренировочных практических работ по построению ландшафтного профиля.
Январь
"Рассказ о проведении исследования компонентов природы".
- Объяснение этапов исследования компонентов (климат, воды, рельеф, растительный и животный мир).
- Обучение оформлению полевого дневника.
- На примерах данных полевых дневников за прошедшие годы, учащиеся тренируются вычерчивать профиль.
Февраль - март
"Подготовка к экспедиции"
Определение цели, подбор оборудования, выбор объекта исследования, распределение обязанностей.
(Готовятся к экспедиции все ее участники. Это способствует успешному выполнению поставленных задач).
Апрель
"Изучение долины реки".
Цели:
- Углубить знания учащихся о ПТК рек.
- Научить выделять природные комплексы и описывать их, строить ландшафтный профиль, вести научно обоснованную природоохранительную работу.
- Развивать навыки правильного поведения в природе.
Апрель
"Полевые работы".
-
Обход изучаемой территории.
-
Проведение маршрутной азимутальной съемки небольшой части долины реки. (Маршрутным ходом служит русло реки, а точки стояния изучены).
-
Другая группа учащихся проводит наблюдение за рельефом и растительностью, определяет условные участки для построения ландшафтного профиля.
-
Условие наблюдения: трасса должна иметь небольшую протяженность, должна проходить через различные территориальные комплексы: на пойме, водоразделе, склоне речной долины.
-
Группа учащихся проводит измерения по линии профиля.
(Его длину измеряют шагами, колебания высот определяют с помощью нивелира).
Все данные записываются в полевой дневник, по окончании вычерчивается гипсометрическая линия профиля и обозначаются на ней точки, в которых будет проводиться комплексное изучение природы.
-
С помощью учителя определяются границы природных комплексов и проводятся исследования их компонентов, в которых наиболее характерно сочетались все природные компоненты.
После окончания полевых работ составляется сводный журнал и на его основе ученики вычерчивают ландшафтный профиль, выделяют природно-территориальные комплексы, описывают их и объясняют причины различных комплексов на разных участках долины реки.
Изучив современный растительный и почвенный покров долины реки, учащиеся придут к выводу, что в прошлом на этой территории были распространены лесные ландшафты.
Человек вырубал леса для хозяйственных нужд (добыча п/и и др.). В результате в долине изучаемой реки сформировались сельскохозяйственные (пастбища, сенокосы), техногенные (карьер) и рекреационные ландшафты.
Май
"Закладка площадки".
В месте отдыха и хозяйственной деятельности людей кружковцам необходимо заложить площадки наблюдений (25х25 м), в пределах которых по единой программе изучаются растительность, почвы, формы отдыха и
хозяйственной деятельности.
Затем с помощью учителя составляется картосхема с указанием степени разрушения ландшафтов. Учащиеся делают вывод, что природа разрушается не только под влиянием хозяйственной деятельности людей, а то что наиболее изменены т.е. природные комплексы, которые находятся в местах массового отдыха.
Школьники осознают, что разрушение природы наступает при бесконтрольном вмешательстве в ее механизмы, а целенаправленный труд улучшает природную среду, делает ее богаче и красивее.
Во время экспедиции проводятся природоохранные мероприятия: уборка мусора, расчистка родника, сооружение оград вокруг муравейников, посадка
деревьев для закрепления участков, подверженных эрозии.
Проводимая внеклассная работа развивает наблюдательность, приучает школьников рассматривать природу с позиции ее познавательной и эстетической ценности, способствует развитию трудовых навыков, выбору профессии.
К списку статей...
|