Дистанционная Обучающая Олимпиада по Географии 2003 Зайчиха Аля - символ ДООГ

Сборник статей научно-практического семинара
"Методика преподавания темы "Литосфера и рельеф"

От кого: Гизатуллина Ольга Ивановна, учитель географии школы 103 с углубленным изучением ин. яз. г. Уфа
Тема: "Роль проектной методики в развитии личности ученика на примере темы "Литосфера""
Дата: 18 февраля 2003

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Четвертый год работаю по этой методики и нахожу все новые и новые горизонты. Для тех, кто незнаком с этим методом, я в кратце расскажу его суть. Может кто-то также как и я заразится им и одним проектировщиком у нас будет больше.

Девиз моей работы:
"Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача-помочь им раскрыться, развить собственные идеи."
(Г.Песталоцци)

В системе школьного образования курс географии играет существенную роль в развитии и воспитании подрастающего поколения: в формировании их общей культуры, воспитании творческой личности, осознании своей гражданской ответственности перед обществом.

Школа должна создавать условия для формирования личности учащегося. И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения.

Проблема в том, что методов способствующих развитию личности много, однако анализ проведенных независимых международных исследований продолжает показывать недостатки общего среднего образования. При этом, по заключению комиссии, школьники хуже владеют методологическими знаниями, зато больших успехов они достигли в области владения фактологическим материалом - области в которой требуется воспроизведение готовых знаний и применение их в знакомой ситуации. Что же касается умений интегрировать эти знания и применять их для получения новых знаний и объяснения явлений, происходящих в окружающем мире, то здесь наши школьники были откровенно не на высоте.

В нарастающем потоке информации перед учителем встает нелегкий вопрос о выборе приемов и методов позволяющих активизировать учебную деятельность, направленную на развитие личности ученика.

Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию личностно-ориентированного подхода, мы отобрали метод проектов.

Проект - это буквально "брошенный вперед", то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).

Суть метода проектов- стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в конце XIX века. Вспомним школу Л.Н.Толстого, который на природе учил сельских школьников выполнять различные проекты-задания, опытные школы П.П.Блонского и С.Т.Шацкого, под руководством которых в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания, комнунарские школы А.С. Макаренко, где дети 70 лет назад создавали лучшие в мире (в то время) электродрели и фотоаппараты ФЭД.

Второе рождение метод проектов получил в 90-х годах 20-го века. В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным., но и "модным", что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо где начинается диктат моды, там часто отключается разум. Теперь часто приходится слышать о широком применении этого метода в практике обучения, хотя на поверку выходит, что речь идет о работе над той или иной темой, просто о групповой работе, о каком-то внеклассном мероприятии. И все это называют проектом.

На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Внимание детей все время держится напряженным, от них требуется постоянная активная работа, они должны сами себе наметить программу занятий и интенсивно ее выполнять для того, чтобы, успешно проработав одно задание, приниматься за другое...

Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определенной умственной задачи, но и практическое выполнение ее...

За два с половиной года работы по методу проектирования нами были разработаны следующие виды проектов:

"Литосфера глазами художников" - 6 кл.
Создаем альбом из рисунков детей по данной теме, с последующем применением на уроках. В рисунки хорошо вводить элемент фантазии: так например в рубрике "ожившие камни" ребята очеловечивают камни придавая им выражение лица, форму тела соответственно их качествам - твердость, цвет, и т.д. )

"Пишем книгу сами" - 6 кл.
Проект индивидуальный, работа идет во время изучения темы "Литосфера". Учащиеся создают книгу -альбом по данной теме, который включает в себя: стихи написанные известными авторами и свои, картинки, рисунки, кроссворды, занимательный и познавательный материал, заметки из газет и журналов, прогнозы и т.д. К каждому уроку ученики готовят только одно из вышеупомянутых заданий, поэтому это им не обременительно.

Как оценивать такую работу? - Оценка ставится в конце изучения темы на обобщающем уроке, лучшие работы будут служить методическим пособием для будущих шестиклашек. Ребенку необходимо знать, что его труд не будет выброшен на помойку, он будет востребован!)

А за промежуточные работы я ставлю звездочки. У меня есть и "звездная" тетрадь, как ее называют ребята, где я фиксирую заработанные детьми звезды. Для чего они нужны? - При ответах на последующих уроках ученик, если ответил не совсем так, как хотел, может заменить звездочку на дополнительный к оценки балл! В конце четверти подсчитываем количество набранных звезд и по параллели определяем лучшего "геоглотика", ему вручается диплом и фотографию помещаем в школьной тиражной газете "Перемена" ( кстати, книги мы пишем по всем оболочкам земли).

"География в сказках" - 6 кл.
Дети придумывают сказки по теме и оформляют в одноименный сборник. Шестиклашки хорошо отзываются на этот проект и даже придумывают сказки в стихах(!)

А также:
"Открытие 20-го века"- 7 кл. (открытие гипотетического материка)
"Рекреационные ресурсы планеты" 7кл.
"Составление туристических маршрутов для туристического агентства" ( путеводитель) - 8кл.

Природные ресурсы Башкортостана:
" Минеральные источники РБ", "Поделочные камни РБ", "Нефть в РБ"

Всем вам, наверное, известна проблема запоминания полезных ископаемых в курсе 8 класса, хотя она красной нитью идет и в последующих курсах. Но применяя проектную методику процесс становится интересным, захватывающим и самое главное то, что поработав над проектом, запоминается больше и надолго. Например, при работе над проектом "Нефть в РБ" - ребята раскопали даже применение нефти и в медицинских целях, и как использовали ее фараоны, даже сделали прогноз добычи нефти в РБ.

"Подземные дворцы Башкортостана" (проект находится в работе)
"В краю поющих журавлей" 8кл. (проект находится в работе)

Хотелось бы немного сказать об этих проектах. Мы их начали в 2000году и думаем закончить к концу 2003года. Суть последнего - выпуск книги о памятниках природы РБ, охране памятников природы и рекомендации по проведению походов по родному Башкортостану. Дня этого мы сами посещаем эти места" описываем их, делаем фото, расспрашиваем местных жителей и составляем карты-схемы маршрутов.

Мы уже посетили пещеры "Аскинская", "Никольская", "Старошалашовская", "Плутония", Киселевская", "Леднево", Шиханы в Стерлитамакском районе, в этом году к: нашему проекту присоединяются школьники Белорецкого района и мы совместно исследовали и описали маршрут на г.Иремель 1582м. - вторую по высоте в РБ и обладающую мистическими свойствами.

Проект "Подземные дворцы РБ" - составление сборника-путеводителя по пещерам нашей республики. Летом мы выезжаем и проводим исследовательские работы на местности, а зимой работаем с теоретическим материалом. В этот сборник мы включили и описание разновидностей пещер, и их происхождение. В ходе работы над проектом мы убедились в нужности нашей работы, т.к. материал по пещерам разрозненно можно найти в разных источниках, а вот собрать все, обобщить…- вот этим мы и занимаемся.

Наши исследования подтверждают: в современных условиях метод творческих проектов является реальным средством не только развития, но и укрепления здоровья и психики школьников.

Многие ученики, даже усвоив материал на уроке, не могут рассказать его из-за слабого словарного запаса, психологического барьера и др. обоснованных причин. И тут им на помощь приходит метод проектов.

Например, ни разу толково не рассказал пройденный материал ученик 7-го кл, зато, участвуя в проекте "Атмосфера глазами художников", он прекрасно, с пониманием всех компонентов темы, нарисовал рисунок по данной теме. Или др. пример: из-за сильного психологического барьера девочка не могла отвечать на уроках и из-за этого постоянно была в отстающих учениках.

Участвуя в проекте "География в сказках", она, взяв за основу тему о природных явлениях, сочинила и оформила в виде книжки сказку, которую мы все вместе читали и разбирали природные явления, о которых говорилось в ней. Ребятам сказка понравилась, особенно концовка, и мы решили применять эту сказку как учебное пособие на уроках географии. А ребята увидели совсем другую девчонку - умную, добрую и, оказывается, симпатичную.

Метод проектов прекрасное средство для мотивации учащихся к учению. Учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы ученик захотел сам приобретать знания. Позволю себе напомнить известное изречение мудрецов: "Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!"

Занимаясь проектами, наши ученики часами просиживают за энциклопедиями, спорят, творят, т.е. в интересной, непринужденной обстановке учатся, овладевая при этом не только теоретическими знаниями, но и умением применять и добывать их.

Наблюдения за процессом учебной проектной деятельности показывают, что учащиеся стремятся сами добывать нужные сведения для выполнения проекта, производят необходимые расчеты. Учитель при этом превращается из лектора-рассказчика в консультанта-помощника. Он, естественно, руководит творческой деятельностью учащихся, но делает это ненавязчиво.

Итак, у проектного метода масса психолого-педагогических достоинств. Можно с уверенностью сказать, что проектное обучение, направленное на развитие творчески активной личности, поможет сформировать новое поколение светлых умов - плеяду Менделеевых, Туполевых, Калашниковых и приумножит славу государства российского.

Хотелось бы пообщаться с теми кто работает по этому методу. В какой форме вы проводите презентацию проектов, как оцениваете сделанный проект и т.д. Пишите, будем рады и новой информации, и вопросов по семинару.

от Кожухарь Т. В., учитель географии школа 99 г. Омск:
Большое спасибо за разроботку интересных уроков. Я обязательно буду использовать на своих уроках

 

К списку статей...

 

 

 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров отвечает рекламодатель