Дистанционная Обучающая Олимпиада по Географии 2003 Зайчиха Аля - символ ДООГ

Сборник статей научно-практического семинара
"Методика преподавания темы "Литосфера и рельеф"

От кого: Третьякова Светлана Николаевна, учитель географии школы 96 г. Москва
Тема: Литосфера и вулканизм
Дата: 23 февраля 2003

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

В учебно-методических материалах по физической географии для 6-7 кл. даны лишь отрывочные сведения о геологии, о строении и эволюции земной коры, о глобальной эволюции нашей планеты, о причинах и закономерностях формирования земной коры.

Вместе с тем, в конце XX века получены новые фундаментальные знания, касающиеся геологии. 30-ый Международный геологический конгресс, прошедший в августе 1996 г. в Пекине, рекомендовал включить геологические знания в школьное образование.

Цель настоящих методматериалов - кратко информировать о том, какие знания о земных недрах можно включать в существующие курсы физической географии.

Литосфера - верхняя жесткая каменная оболочка Земли. Она разбита на 12 крупных литосферных плит. Эти плиты перемещались друг относительно друга по поверхности вязкой астеносферы, которая является верхней частью мантии (см. рис.1 Богатырева Н., Леоненко Е. Химия Земли и экология. М.1997 с.30).

Скорость перемещения этих плит от 1 до 18 см. в год. На границах литосферных плит возникают напряжения, которые принято разделять на:

  1. дивергентное, связанное с раздвижением литосферных плит и наращиванием поверхности Земли;
  2. ковергентное, связанное с сжатием и сокращением поверхности Земли;
  3. трансформное, связанное со сдвиговыми деформациями. К границам литосферных плит приурочено большинство наземных и подводных вулканов, т.е. вулканические пояса расположены вдоль границ литосферных плит (около 98%).

При этом различают следующие извержения вулканов:

  1. наземное;
  2. мелководное;
  3. глубоководное

В зависимости от упомянутого характера напряжений на границах литосферных плит различают следующие схемы вулканической деятельности и формирования земной коры:

  1. на дивергентных границах плит;
  2. на конвергентных границах плит;
  3. на трансформных границах плит.

Дивергентные границы располагаются по срединным океаническим хребтам (см. физическую карту мира), а также на рифтовой системе Восточной Африки (около вулкана Килиманджаро).

Конвергентные границы располагаются в районах островных дуг (например Алеутская, Курило-Камчатская, Сахалино-Японская, Филиппинская и др.), а также в районах активных окраин континентов (Тихоокеанские побережья Южной, Центральной и Северной Америки).

Трансформные границы располагаются на континентах (например, разлом Сан-Андреас на Западе США, Копетдагский разлом на границе Туркмении и Афганистана) или в океанах - блоками литосферы, имеющими разный возраст. Таким образом, 98% вулканической деятельности связано с границами литосферных плит.

Однако, имеет место внутриплитный вулканизм: как на континентах (вулканы Ахаггар и Тибести в центре пустыни Сахары), так и в океанах (вулканические острова Гавайи).

Вулкан о. Гавайи Мауна-Лоа является самым высоким вулканом на Земле. Он поднимается над уровнем океана на высоту 4169 м., а относительно океанического дна имеет высоту более 9 км.

Внутриплитный вулканизм связан с восходящими потоками нагретого мантийного вещества. Эти потоки воздействуют на литосферные плиты, расплавляют их в очаге плавления и лавы извергаются на поверхность плиты. Вулканизм играет первостепенную роль в процессе формирования земной коры.

Образование горных пород, слагающих материковую кору, происходит в два этапа:

  1. вылавление из мантии в рифтовой трещине на дне океана основных горных пород и формирование океанической земной коры;

  2. переплавление океанической земной коры и отложение на ней осадков; переплавление осадков на глубине 100...200 км; в результате идет формирование магмы - застывшая магма образует горные породы - основы земной коры континентального типа.

Таким образом вулканизм - процесс перемещения магматических расплавов из глубин Земли к поверхности. Вулканизм существенно меняет облик Земли, атмосферы и гидросферы (т.к. из недр Земли выходят и летучие компоненты).

Вулканизм оказывает влияние на условие обитания живых организмов и человека. 400 млн. человек проживает в районах с вулканической активностью. Известно около 800 крупных вулканов на суше. Ежегодно происходят извержения 20...30 крупных вулканов на суше.

Вопросы для учащихся:

  1. Что такое литосфера?
  2. Где сосредоточено большинство вулканов?
  3. Укажите на физической карте мира дивергентные границы литосферных плит.
  4. Найдите конвергентные границы островных дуг и перечислите действующие вулканы.
  5. Назовите разломы, соответствующие трансформным границам литосферных плит и укажите их на физической карте мира.
  6. Что является причиной внутриплитного вулканизма? Назовите вулканы, характерные для этого типа вулканической деятельности.

Литература:

  1. Богатырева Н., Леоненко Е. Химия Земли и экология. М.1997.
  2. Вулканы и тектоника литосферных плит. Под ред. Ушакова С.А. М.1996.
  3. Мархинин Е.К. Вулканизм. М.1985

Web-версия

 

Отзыв Чернухиной Татьяны Григорьевны, ведущей семинара:

Совершенно согласна с Третьяковой Светланой Николаевной, что

В учебно-методических материалах по физической географии для 6-7 кл. даны лишь отрывочные сведения о геологии, о строении и эволюции земной коры, о глобальной эволюции нашей планеты, о причинах и закономерностях формирования земной коры.

Но в 6-7 классе наглядность в изложении материала имеет очень важное значение, поэтому хочу предложить сопровождать данную тему видеофильмами. В частности знаю два фильма из серии "Национальное географическое общество США", где хорошо иллюструется вулканизм и теория движения литосферных плит - "Огненные горы" и "Катастрофы природы. Землетрясения".

Если надо, могу Светлане Николаевне дать переписать, ведь в одном городе обитаем.

 

К списку статей...

 

 

 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров отвечает рекламодатель