Дистанционная Обучающая Олимпиада по Географии 2003 Зайчиха Аля - символ ДООГ

Сборник статей научно-практического семинара
"Методика преподавания темы "Литосфера и рельеф"

От кого: Костина Галина Дмитриевна, учитель географии школы 1286 г. Москва
Тема: Практическая работа в 6 классах "Определение горных пород по образцам".
Дата: 23 февраля 2003

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Учащиеся получают представление о горных породах, их происхождении и использовании.
Учатся различать магматические и осадочные по внешним признакам.
Выполнение этой работы опирается на знания, полученные на уроках в начальной школе.

Оборудование: раздаточный материал в лотках на каждую парту.

За многие годы работы в кабинете накоплена большая коллекция раздаточного материала, собранная учащимися школы. В лотках: гранит разного цвета, известняк с отпечатками ископаемых, момосков, мрамор разного цвета, базальт , каменный уголь: бурый и антрацели, фосфориты, глина, песок, магнитный железняк, халькопирим, поваренная соль, пемза, вулканический туф, ракушечник, торф.

Подборка образцов может меняться. На столах определитель твердости горных пород: лупа, фарфоровая пластинка для определения черты.

Работу провожу на втором уроке. На первом уроке учащиеся знакомятся с горными породами, слагающими земную кору; работают с текстом учебника 17, чертят в тетради таблицу 3, при чтении текста параграфа заполняют графы таблицы.

На следующем уроке провожу практическую работу.

Последовательность выполнения работы:

1. Продолжаем заполнять таблицу: записываем название горных пород, находящихся в лотке, соответственно их происхождению: магматические : глубинные и излившиеся, осадочные: неорганические: обломочные, химические; осадочные органические.

2. Следующий этап работы: учащиеся по плану дают описание одной из горных пород: название, цвет, плотная, рыхлая или сыпучая, блеск, вес (тяжелая, средней тяжести, легкая), твердость по шкале ( твердая, средней твердости, мягкая, хрупкая), структура (зернистая - видны зерна минералов), плотные зерна минералов не различимы; землистая ( порода оставляет след на руках), происхождение (магматическая, осадочная, метаморфическая), если порода органическая : можно ли рассмотреть следы органического происхождения.

3. Обмен мнением с товарищами по описанию образца горной породы.

4. Дополняю сведения о практическом применении горных пород: например, известняк, гранит - прекрасный строительный материал; каменный уголь, торф - горючие полезные ископаемые

5. Последнее что делаем: подчеркиваем красным карандашом названия тех пород, которые встречаются в нашей местности.

В 2001 году, читая выпуск 5 Библиотеки журнала "География в школе", "Современный урок географии" меня заинтересовал урок на тему "Породы, слагающие земную кору", его заключительная часть. Решила предложить учащимся творческое задание "Человек из горной породы".

Представьте, что горная порода (гранит, известняк, торф) вдруг превратились в человека, которого нужно нарисовать, отразив в рисунке все наблюдения, полученные при изучении горных пород. Выполнили рисунки многие ребята. Они отражают, с одной стороны, творчество, фантазию ребят, с другой стороны ребята усвоили свойства этих горных пород.

Эта практическая работа интересная, имеет большое познавательное и практическое значение.

 

К списку статей...

 

 

 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров отвечает рекламодатель