Дистанционная Обучающая Олимпиада по Географии 2003 Зайчиха Аля - символ ДООГ

Сборник статей научно-практического семинара
"Методика преподавания темы "Литосфера и рельеф"

От кого: Клемюк Ольга Васильевна, учитель географии школы 176, г.Зеленогорск Красноярского края
Тема: К вопросу о понятиях...
Дата: 28 февраля 2003

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Понятие - есть форма мышления, отражающая приметы в их существенных признаках.

"... Понятие - есть высший продукт мозга, высшего продукта материи".

Понятие - форма отражающая объективную действительность, но в отличие от форм чувственного отражения оно характеризует высшую ступень познания.

Всякое понятие имеет содержание и объем. Содержание - совокупность существенных признаков предмета или классе однородных предметов. Содержание понятия может быть весьма изменчивым в зависимости от принятой точки зрения, от размера знания.

"Мировой океан" - химик мыслит формулы воды и солей, простолюдин - "просто соленая вода", географ что эта часть гидросферы в состав входят океаны, моря, которые в свою очередь делятся на окраинные, внутренние и т. д.

Объем понятия называют класс предметов, который мыслится в понятии. По объему понятия делятся на одиночные, общие и пустые. Объем единичного понятия состовляет одноэлементный класс (река Волга, экологогеограф России - Баранский Н. Н.)

Объем общего понятия включает число элементов, больше единицы - реки, озера, горные породы. Пустые понятия (с нулевым объемом), то есть такие,объем которых представляет пустой класс - снежный человек.

Различие между объемом понятия и содержанием понятия сводится к следующему, объем понятия означает ту совокупность предметов, которым должно прилагаться данное понятие, а содержание означает те признаки, которые приписываются тому или другому понятию.

Логическая символика: большой круг символизирует собой понятие "элемент", а меньшие круги,в нем находящиеся, символизирует понятия, входящие в его объем (круги внутри другого круга-это символизирует, что объем одногопонятия входит в объем другого).

1. горные породы

  1. кварц
  2. магнезит
  3. гнейс

Понятия с большим объемом называются родом по отношению к тому понятию с меньшим объемом, которое входит в его объем. Понятия с меньшим объемом в этом случае называются видом.

Понятия с большим объемом можно назвать также понятиями более широкими или более общими. Любой вид может сделаться родом, понятие "ель" относится к понятию "дерево", как вид к роду, но оно относится уже, как род к своим видам - ель серебристая, ель канадская, ель бальзамическая и т. д.

Более общее понятие есть род для менее общего понятия; более общее понятие представляет собой родовое понятие для менее общего, менее общее само становится родом другого еще менее общего и т. д. пока мы не придем к тому понятию, которое уже не может в своем объеме не может содержать какие- либо другие виды, а может подразделяться только на отдельные индивидуумы.

Объем и содержание понятия находятся в обратном отношении, т. е. с увеличением объема понятия уменьшается его содержание и с увеличением содержания уменьшается его объем.

Содержание понятия рассматривается только в формально- логическом смысле, т.е. как совокупность существенных признаков, общих всем предметам, охватываемым понятием. Поэтому, чем понятие более общее, т. е. чем более широкий класс предметов оно охватывает, тем меньше у всех этих предметов оказывается общих признаков, т. е. тем меньше его содержание.

Понятие Содержание Объем
Остров Участок суши со всех сторон, окруженный водой, небольших размеров (по отношению к материкам) 1) По составу

  1. архипелаг
  2. одиночные

2) По происхождению

  1. материковые
  2. вулканические
  3. коралловые

3) По способу образования

  1. коренные
  2. аккумулятивные

4) По площади

  1. большие
  2. средние
  3. малые

5) По место положению

  1. материковая зона
  2. переходная зона
  3. океанические

6) По времени образования

  1. древняя складчатость Pz
  2. средняя складчатость Mz
  3. новая складчатость Kz
Архипелаг Группа островов лежащих на небольшом расстоянии друг от друга По происхождению:

  1. материковые
  2. вулканические
  3. коралловые

Следовательно: чем шире объем понятия, тем уже его содержание, и наоборот - от обратного соотношения. Если объем одного понятия включает в себя объем другого понятия, то содержание первого понятия является частью содержания второго.

Океанические движения течения Поступательные движения вод постоянные или периодичные, поверхностные или придонные (обусловленные различными силами - ветром), плотностные и обладающие различными физическими свойствами

По характеру

  1. Прямолинейные
  2. Циклональные
  3. Антициклональные
Океанические течения Поступательное движение вод, обусловлены различными силами

1) По происхождению:

  1. ветровые
  2. плотностные
  3. стоковые (наклон)

2) По устойчивости:

  1. постоянные
  2. временные

3) По вертикальному положению:

  1. поверхностные
  2. подповерхностные
  3. промежуточные
  4. глубинные
  5. придонные

4) По физическим свойствам:

  1. теплые
  2. холодные
  3. нейтральные

5) По характеру движения:

  1. прямолинейные
  2. антициклональные
  3. циклональные

6) По воздействию силы:

  1. вправо (сев)
  2. влево (юж)

Греческий ученый Порфирий - при помощи схемы облегчает понимание отношения между охватывающими друг друга понятиями, т. е. понятиями, из которых одно входит в объем другого.

Эта схема называется "древо Порфирия". Современный учебный процесс стремительно движется, и мы вынуждены опираться на и собственные знания, как раньше, и на мышление и выводные знания.

Ребята должны, опираясь на понятия, видеть как выходит одно из другого, видеть материал в виде структурно - логической схемы, тогда лучше воспринимать научный материал.

К списку статей...

 

 

 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров отвечает рекламодатель