Дистанционная Обучающая Олимпиада по Географии 2003
Сборник статей научно-практического семинара "Методика преподавания темы "Литосфера и рельеф"
От кого: Клемюк Ольга Васильевна, учитель географии школы 176, г.Зеленогорск Красноярского края
Тема: К вопросу о понятиях...
Дата: 28 февраля 2003
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Понятие - есть форма мышления, отражающая приметы в их существенных признаках.
"... Понятие - есть высший продукт мозга, высшего продукта материи".
Понятие - форма отражающая объективную действительность, но в отличие от форм чувственного отражения оно характеризует высшую ступень познания.
Всякое понятие имеет содержание и объем. Содержание - совокупность существенных признаков предмета или классе однородных предметов. Содержание понятия может быть весьма изменчивым в зависимости от принятой точки зрения, от размера знания.
"Мировой океан" - химик мыслит формулы воды и солей, простолюдин - "просто соленая вода", географ что эта часть гидросферы в состав входят океаны, моря, которые в свою очередь делятся на окраинные, внутренние и т. д.
Объем понятия называют класс предметов, который мыслится в понятии. По объему понятия делятся на одиночные, общие и пустые. Объем единичного понятия состовляет одноэлементный класс (река Волга, экологогеограф России - Баранский Н. Н.)
Объем общего понятия включает число элементов, больше единицы - реки, озера, горные породы. Пустые понятия (с нулевым объемом), то есть такие,объем которых представляет пустой класс - снежный человек.
Различие между объемом понятия и содержанием понятия сводится к следующему, объем понятия означает ту совокупность предметов, которым должно прилагаться данное понятие, а содержание означает те признаки, которые приписываются тому или другому понятию.
Логическая символика: большой круг символизирует собой понятие "элемент", а меньшие круги,в нем находящиеся, символизирует понятия, входящие в его объем (круги внутри другого круга-это символизирует, что объем одногопонятия входит в объем другого).
1. горные породы
- кварц
- магнезит
- гнейс
Понятия с большим объемом называются родом по отношению к тому понятию с меньшим объемом, которое входит в его объем. Понятия с меньшим объемом в этом случае называются видом.
Понятия с большим объемом можно назвать также понятиями более широкими или более общими. Любой вид может сделаться родом, понятие "ель" относится к понятию "дерево", как вид к роду, но оно относится уже, как род к своим видам - ель серебристая, ель канадская, ель бальзамическая и т. д.
Более общее понятие есть род для менее общего понятия; более общее понятие представляет собой родовое понятие для менее общего, менее общее само становится родом другого еще менее общего и т. д. пока мы не придем к тому понятию, которое уже не может в своем объеме не может содержать какие- либо другие виды, а может подразделяться только на отдельные индивидуумы.
Объем и содержание понятия находятся в обратном отношении, т. е. с увеличением объема понятия уменьшается его содержание и с увеличением содержания уменьшается его объем.
Содержание понятия рассматривается только в формально- логическом смысле, т.е. как совокупность существенных признаков, общих всем предметам, охватываемым понятием. Поэтому, чем понятие более общее, т. е. чем более широкий класс предметов оно охватывает, тем меньше у всех этих предметов оказывается общих признаков, т. е. тем меньше его содержание.
Понятие |
Содержание |
Объем |
Остров |
Участок суши со всех сторон, окруженный водой, небольших размеров (по отношению к материкам) |
1) По составу
- архипелаг
- одиночные
2) По происхождению
- материковые
- вулканические
- коралловые
3) По способу образования
- коренные
- аккумулятивные
4) По площади
- большие
- средние
- малые
5) По место положению
- материковая зона
- переходная зона
- океанические
6) По времени образования
- древняя складчатость Pz
- средняя складчатость Mz
- новая складчатость Kz
|
Архипелаг |
Группа островов лежащих на небольшом расстоянии друг от друга |
По происхождению:
- материковые
- вулканические
- коралловые
|
Следовательно: чем шире объем понятия, тем уже его содержание, и наоборот - от обратного соотношения. Если объем одного понятия включает в себя объем другого понятия, то содержание первого понятия является частью содержания второго.
Океанические движения течения |
Поступательные движения вод постоянные или периодичные, поверхностные или придонные (обусловленные различными силами - ветром), плотностные и обладающие различными физическими свойствами |
По характеру
- Прямолинейные
- Циклональные
- Антициклональные
|
Океанические течения |
Поступательное движение вод, обусловлены различными силами |
1) По происхождению:
- ветровые
- плотностные
- стоковые (наклон)
2) По устойчивости:
- постоянные
- временные
3) По вертикальному положению:
- поверхностные
- подповерхностные
- промежуточные
- глубинные
- придонные
4) По физическим свойствам:
- теплые
- холодные
- нейтральные
5) По характеру движения:
- прямолинейные
- антициклональные
- циклональные
6) По воздействию силы:
- вправо (сев)
- влево (юж)
|
Греческий ученый Порфирий - при помощи схемы облегчает понимание отношения между охватывающими друг друга понятиями, т. е. понятиями, из которых одно входит в объем другого.
Эта схема называется "древо Порфирия". Современный учебный процесс стремительно движется, и мы вынуждены опираться на и собственные знания, как раньше, и на мышление и выводные знания.
Ребята должны, опираясь на понятия, видеть как выходит одно из другого, видеть материал в виде структурно - логической схемы, тогда лучше воспринимать научный материал.
К списку статей...
|