Дистанционная Обучающая Олимпиада по Географии 2003
Сборник статей научно-практического семинара "Методика преподавания темы "Литосфера и рельеф"
От кого: Липатовой Тамары Трофимовны, учитель географии школы 4 г. Омск-90
Тема: Детская сказка к уроку
Дата: 8 февраля 2003
Здравствуйте, коллеги!
Вновь заинтересовало письмо Гизатулиной О. И. "География в сказках". Применение литературных произведений всегда только повышает качество урока, и можно привести много примеров уроков нетрадиционной формы, в том числе уроков - сказок.
Я в своей работе также использую нетрадиционные формы урока. Они помогают заинтересовать ребят (и не только шестиклассников, но и более старших). Мною разработан урок- сказка, который очень нравится детям.
Детям нравится и самим писать сказки, и слушать сказки своих товарищей. Может быть кто - нибудь попробует этот прием в своей работе. Результаты получаются довольно неожиданные. Хочу предложить Вам сказку, написанную ученицей нашей школы Мануйловой Ю. (8 кл ), под руководством учителя географии Щербак Л. Н.
Сказ о Емеле - дураке и мудрой золотой рыбке
Давным-давно жили-были старик со старухой, и было у них 3 сына: старший умный был детина, средний сын и так и сяк, младший вовсе был дурак, звали его Емеля. Все семейство было крестьянами, трудились они на поле с утра до ночи.
И вот в один год, родители с детьми своими переехали в другой город, был у них неурожай, из-за которого всем, в том числе и Емеле пришлось голодать. " В чем дело, ведь прежде все было хорошо, и мы могли вдоволь есть хлеба, а теперь… Прямо место какое-то нехорошее",- сказал Емеля. На что старший брат ответил - "Да почвы тут другие, неплодородные".
Думал, думал Емеля, да так и не придумал решение этой ситуации. И тут его осенило, решил пойти к рыбке золотой с просьбой: "Рыбка, рыбка, сделай так, чтобы по всей Руси почвы были плодородными!" И молвила рыбка в ответ: "Да, Емеля, душа у тебя добрая, но дурачком тебя не зря зовут.
Кабы ты знал, что состав, внешний вид, структура и цвет почв зависят от взаимодействия многих компонентов природы, то и мысли у тебя такой не возникло бы. Ведь условия-то природные на территории матушки-Руси очень разнообразны. Потому и разнообразны и связи между компонентами природы. Это разнообразие взаимосвязей определяет разнообразие почв.
А, теперь, Емеля, давай представим, что мы отправились в путешествие по нашей стране. Видишь как сменяют друг друга почвы разных типов, а все потому, что почвообразование сложный процесс, на который влияет деятельность человека, климат, время, растения, материнская порода, животные, рельеф.
Естественно, что на территории нашей Родины эти показатели неодинаковы, т. е. такие факторы как режим увлажнения, температура воздуха, особенности рельефа и т. д. изменяются в зависимости от того, где мы находимся. А значит, меняются и почвы.
Например, в европейской части России преобладают разнообразные подзолистые почвы, а в Сибири - таежные и горно-таежные. Большие площади на севере нашей страны заняты тундровыми почвами. На юге расположены черноземные и каштановые почвы.
А сейчас об одном из самых важных свойств почвы - о плодородии. Для плодородия исключительно важное значение имеет перегной, богатый необходимыми для растений химическими веществами: азотом, фосфором, калием и др. Также важное значение имеет механический состав почвы: песчаная она или глинистая, а также и структура. Наиболее благоприятна для развития сельскохозяйственных растений зернистая или комковатая структура.
Большое влияние на плодородие оказывает почвенная фауна - микроорганизмы, членистоногие, а также млекопитающие. Кстати простой тест на определение плодородия почвы можешь сделать сам. Покопай землю, наличие дождевых червей укажет на хорошее состояние почвы, т. е. на ее плодородие.
Теперь, я думаю, на наглядных примерах ты, Емеля, убедился как все в природе сложно. Изменить почву, оставляя все остальное прежним - это тебе не хвостиком махнуть. Так что, друг мой Емеля, иди-ка ты домой, уму- разуму учись, а как возникнет идея получше, так приходи, обсудим. Только смотри, лета круглый год на всей территории России не желай!"
Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!
К списку статей...
|