Дистанционная Обучающая Олимпиада по Географии 2003 Зайчиха Аля - символ ДООГ

Сборник статей научно-практического семинара
"Методика преподавания темы "Литосфера и рельеф"

От кого: Лубягина Лидия Алексеевна, учитель географии школы 1 г. Невинномысска
Тема: Конспект урока в 8 классе об использовании краеведческого материала
Дата: 14 февраля 2003

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Тема: Рельеф и полезные ископаемые Ставропольского края

Цели урока:

  1. Углубить знания, полученные на уроке при изучении природного района Кавказ на примерах регионального краеведческого материала в разделе "География Ставропольского края".
  2. Продолжить развитие умения выделять причинно-следственные связи, формирование умения работы с физической и контурной картами.
  3. Воспитание чувства любви к Родине через познание и изучение своего края.

Оборудование: физическая карта России, физическая карта "Ставропольский край", рабочая тетрадь по географии края, картосхема на доске.

Ход урока:

I. Вводное слово учителя:
Ребята, на этом уроке мы продолжим изучение форм рельефа суши на примере территории своего края. Изучив тему "Кавказ" мы познакомились с вами уже и с территорией Предкавказья, где и расположен Ставропольский край.

II. Объяснение нового материала:
Своеобразие рельефа Ставропольского края заключается в сложности его строения. Здесь есть узкие длинные впадины, обширные низменные равнины, возвышенности, горы разной высоты и различной формы. Поверхность края на юге поднята на 1600 метров и выше, а на севере находится на 5 метров ниже уровня океана.

Ребята, чтобы в этом убедиться, рассмотрите картосхему строения лакколитов Пятигорья и на основе знаний о геологическом строении расскажите о формировании вулканов по плану

Картосхема

  1. сколько фаз внедрения магмы;
  2. какие породы слагают горы;
  3. периоды формирования;
  4. происходят ли изменения поверхности в настоящее время.

Учащиеся работают с учебником "География Ставропольского края", дополнительной литературой ("Занимательное краеведение", В. Гниловской) и дают аргументированные ответы.

Далее предлагаю ребятам выполнить задание в тетради для практических работ "Ставропольеведение":

  1. На физической карте Ставропольского края рассмотрите шкалу высот; определите, где размещаются низменности, возвышенности, горы. Перенесите шкалу высот на контур.
  2. На контуре обозначьте высшую точку Ставропольской возвышенности - гору Стрижамент.
  3. В южной части края отметьте неудавшиеся вулканы.

Ребята, вы уже знаете, что недра Ставропольского края богаты полезнымиископаемыми. В полосе предгорий и равнинной части преобладают породы, связаннеы с морскими отложениями. Разрабатывается много месторождений строительных материалов. Природным богатством Ставрополья являются минеральные воды и лечебные грязи. Объяните, почему. Ответы учащихся.

Теперь предлагаю учащимся проверить свои знания по расположении на территории края полезных ископаемых в тетради для практических работ (см. вложенный файл Kontur.jpg).

Задание: отметьте условными знаками на контуре месторождения наиболее распространённых в крае полезных ископаемых. Учащиеся работают с атласом Ставропольского края, физической картой и рисунком учебника.

III. Обобщение и закрепление материала:

  1. Что нового мы узнали сегодня на уроке?
  2. Какие причины были основными при формировании рельефа Ставропольского края?
  3. Какая природоохранная работа должна проводиться в крае для сохранения его природных богатств?
  4. Как вы считаете, только ли природные факторы являются причиной образования оползней в окрестностях городов Ставрополя и Невинномысска?

IV. Задание на дом:

  1. Закончить работу с контуром: показать цветом, соответственно шкале высот, рельеф Ставропльского края.
  2. По учебнику "География Ставропольского края" - стр. 24 - 33.
  3. Составить кроссворд по номенклатуре рельефа, геологии и полезных ископаемых края.
  4. Найти примеры описания гор Пятигорья, сказаний и легенд о Кавказе.

Использованная литература:

  1. Физическая география Ставропольского края: Учебник для 8 кл. общеобразоват. шк. /В.В. Савельева, В.А. Шальнев, А.К. Серебряков и др. / - Ставрополь: СКИПКРО, 1995.
  2. Ивановский В.А. Ставропольский край. Рабочая тетрадь по географии для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ. - Ставрополь: ИРО, 2000.
  3. Румынина Н.С., Комарова Л.Н. Ставропольеведение: тетрадь для практических работ. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999.
  4. В. Гниловской. Занимательное краеведение. Ставропольское книжное издательство. 1974.

Результаты проведённого урока и выполненных домашних работ:
Эскизы заполненных контурных карт
Творческие работы по составлению кроссвордов
Исследовательские работы, связанные с древними легендами и сказаниями о Кавказе (Горы и нарты, Пятигорский большой провал, Название горы...?).

 

Отзыв Чернухиной Татьяны Григорьевны, ведущий семинара, учителя географии школы 1939 г. Москва

К списку статей...

 

 

 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров отвечает рекламодатель