Дистанционная Обучающая Олимпиада по Географии 2003 Зайчиха Аля - символ ДООГ

Сборник статей научно-практического семинара
"Методика преподавания темы "Литосфера и рельеф"

От кого: Заяц Дмитрий Викторович, к.г.н., редактор газеты "География", научный консультант г. Москва
Тема: Размышления на тему нескольких разработок урока
Дата: 10 марта 2003

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

С большим интересом ознакомился с разработкам уроков, присланных в адрес ДООГ одними из первых. Все они дополняют друг друга, выстраиваются в некую программу организации познавательной работы учащихся, создают своеобразный алгоритм, по которому можно изучать практически любою тему из курса школьной географии.

Как известно, для усвоения той или иной темы по географии необходимо хотя бы простейшее понимание ее терминов и понятий. Наверное, нельзя изначально требовать с учащихся развернутых "научных" и "фундаментальных" определений. Для первого раза достаточно хотя бы интуитивное понимание необходимого для запоминания минимума "мудреных слов".

Например, ребенок-шестиклассник, на мой взгляд, не должен сразу же определять вулкан как "положительную форму рельефа конической формы с кратером или кальдерой посредине, образованные продуктами извержения внутренней материи Земли". Вполне достаточно для первого раза, если ученик сведет всю сложность явления на свой уровень и ответит, что "вулкан - это такая гора, которая извергается огнем и дымом".

В этом определении есть и основные признаки географического объекта, и понимание основных функциональных зависимостей в пределах явления, а главное - оно не лишено эмоционального заряда, живости и непредсказуемости языка любого ребенка. Похоже, что именно так на уроках географии подходит к закреплению терминологического аппарата С.В. Нилова, что описано в ее статье "Взаимоконтроль за усвоением понятий учебного курса"

Проверяющий ученик говорит на том же языке, что и отвечающий. Поэтому не существуют "языкового барьера", непонимания между "учителем" и "учеником'. Отвечающий не боится "сморозить глупость" и говорит о географических объектах и явлениях та, как он их понимает, то есть в этом случае проверка проходит наиболее объективно.

Для формирования у учащихся представлений об объектах и явлениях необходимо также образно и красочно, а не сухо и убого, рассказать о них. Устроить своеобразную презентацию гор, равнин, озер и всех тех других элементов, из которых как из многих нитей слагается живая ткань географии.

При этом не существует ничего лучше, чем заимствование готовых емких и эмоционально окрашенных образов из фольклора или художественной литературы. Именно этим ценны разработки уроков О.И. Гизатуллиной, описанные в ее статьях "Книга на уроках географии ...", а также "География в сказках"

Самая большая сложность при подготовки этих как правило интересных и запоминающихся уроков состоит в отборе материала. Иллюстрации из литературных источников не должны быть чрезмерно сложными для понимания учащимися данного возраста, они должны создавать близкий к типичному образ изучаемого географического ландшафта, пространственного объекта или природного явления.

Иными словами можно зачитывать на уроках по Санкт-Петербургу литературные отрывки о постигших город наводнениях (а таковых очень много и они не ограничиваются только отрывками из "Медного всадника" А.С. Пушкина!) или о необычайно зрелищном природном явлении белых ночей, но следует воздержаться от отбора сюжетов, связанных, например, с темой засухи в городе.

Единственное, чего не хватает в разработках уроков О.И. Гизатуллиной, - работа с географической картой. Ведь по глубине художественного и образного восприятия карта порой может сравниться с отличной книгой. Говорите о Ильменском заповеднике - вот он на карте, повествуете на Урале - вот его картографический портрет знакомьтесь, читаете вслух сказы Бажова - вот места, о которых рассказывает писатель, вот значки медной руды, вот хребты и реки. Все это позволит создать полноценное именно географическое восприятие темы.

И в заключении полностью подпишусь под словами автора о проблемах развития устной реи у школьников. Кто из наших учеников может сказать, что помнит рассказы своих учителей? В соответствии с требованиями времени мы активизируем урок, оцениваем его качество по числу поднятых рук как показателю активности, по разнообразию и количеству примененных приемов и методов и незаметно... теряем рассказ учителя.

Мы упрекаем учителя за то, что его ученики лишь слушали(!) на уроке, и сетуем, что в жизни все труднее найти не спешащего высказаться, умеющего слушать, не перебивая собеседника.

На современном уроке мы осуществляем проблемный подход и обучение с элементами программирования, задаем проблемные и активизирующие вопросы и постепенно перестаем рассказывать сами, ссылаясь на то, что описательный этап развития географической науки миновал. А ведь у наших учеников еще не миновала потребность в положительных эмоциях. В наш рациональный век мы чаще спрашиваем: "Понятно? Непонятно?" и гораздо реже восклицаем: "Красиво! Интересно! Удивительно!".

Побеждающий сейчас курс на перевод экзаменов по географии на всех уровнях в тестовую или программированную форму минимизирует роль устного ответа учащегося или студента у карты. Люди, сдающие географию путем решения тестов или выполнения письменных заданий, никогда не смогут живописать языком, то есть не будут профессионально подготовлены к тому, чтобы стать настоящими географами.

К списку статей...

 

 

 

 

 

Обновление:

Редактор сайта: Андрей Калеников
письмо редактору сайта

РЕКЛАМА:
За содержание баннеров отвечает рекламодатель